Российскому АПК нужно лоббировать свои интересы за рубежом


Российским фермерским хозяйствам крайне необходима поддержка. Возможно, нужно было бы изменить цели, то есть не просто субсидировать ставки по кредиту или выделять субсидирование в размере 50 % на приобретение поголовья скота или сельхозтехники. Я исследовала в прошлом году опыт Киргизии, посещала местные фермерские хозяйства, там, например, выдается кредитование на период в один год на приобретение саженцев. Но в конце года после сбора урожая фермер обязан вернуть ту сумму, которую он получил. То есть в нашей стране тоже необходимо обязательно продолжать программу по кредитованию фермеров, но лучше было бы добавить дополнительный инструментарий как по кредитованию, так и по субсидированию, ввести программы для небольших предпринимателей. Потому что сейчас интенсивно развиваются направления мелких артелей: сыроделие, колбасные цеха, перерабатывающие предприятия. Но у небольших предпринимателей, как фермеров, так и переработчиков, есть стартовый капитал, но нет залоговой базы, которая необходима для использования и приобретения кредита, поэтому они зачастую не имеют доступа к различным финансовым инструментам.

Те программы, которые существуют на текущий момент, в основном направляются на средние по размеру, объему производства и денежной массе фермерские хозяйства. А те, кто только начинает свои шаги, эти средства зачастую не получают.

Что касается поддержки экспортного направления, то это очень правильный вектор, который необходимо будет заложить в этом году. Буквально два года назад начались разговоры об этом, они выразились в проведении различных мероприятий, поддержке выставочной деятельности за рубежом, деловой программы тех производителей, которые готовы к экспорту. Есть Российский экспортный центр, Московский экспортный центр. За последний год огромную роль в этом отношении играл именно Московский экспортный центр, который поддерживал небольшие предприятия – как фермерские хозяйства, являющиеся резидентами Москвы, так и некрупных производителей. Я знаю примеры, когда после выставочной деятельности были заключены контракты.

Выставочной деятельности пока мало, программа только началась, нужны реальные действия. Пока наши производители не всегда понимают международные тренды на рынке, то, с какой конкуренцией они столкнутся. Нужно предпринять действия, чтобы их деньги не ушли впустую, взятые кредиты окупились, а на их продукцию был спрос. Поэтому предстоит большая работа, связанная с исследованием рынка и помощью сельхозтоваропроизводителям, как средним, так и мелким хозяйствам, в освоении этих средств, а именно в осуществлении технологического прорыва. Потому что одно дело – поддерживать хозяйства в период упадка, другое – когда необходим технологический рывок. Мы не можем быть конкурентоспособными, поставляя только сырье. Сегодня у нас есть зерновые, завтра конъюнктура рынка может измениться. Мы можем оставаться конкурентоспособными, только если будет грамотное технологическое перевооружение, на которое требуются средства. И деньги эти нужны не по тем условиям, под которые сейчас выдаются. Нам нужна хорошая цена на продукт, а она формируется в том числе из стоимости оборудования, на котором перерабатывают тот или иной товар.

Нам необходимо новое наименование продуктов в стране. Нужно создавать бренды и на госуровне двигать и развивать регионы, их бренды, товаропроизводителей, которые продукты создают, помогать им выходить на международный рынок. Это все то, чем занимались другие государства на протяжении многих лет. Мы пока стоим в начале этого пути. То есть мы всегда только экспортировали сырье, но не шли дальше. Сейчас настало время быть конкурентоспособными, перерабатывать продукцию, поддерживать своих экспортеров и активно лоббировать интересы российских сельскохозяйственных производителей за рубежом.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: