Дистанционные выборы: тотальный контроль или демократизация избирательного процесса?
Технический прогресс – это процесс достаточно быстрый: еще 10 лет назад все платили за мобильную связь в терминалах, а 20 лет назад сотовых телефонов вообще не было. Технические новинки легко входят в обыденную жизнь людей, и я считаю, что население так же быстро привыкнет к электронному формату голосования. При этом распространенный миф о том, что какие-то группы людей будут выпадать из избирательного процесса из-за необходимости использования технологий, не имеет под собой оснований. Как ни странно, чем меньше плотность населения, тем большую роль играет доступ к Интернету, и люди, проживающие в отдаленных населенных пунктах, пользуются Интернетом и мессенджерами не меньше, чем жители мегаполисов.
Хотя пандемия, безусловно, оказала значительное влияние на переход к удаленному формату проведения выборов, впоследствии мы все равно пришли бы к этому (в первую очередь в связи с сильной миграцией населения). Например, Эстония пришла к такому формату выборов в начале 2000-х, когда на фоне вступления в ЕС значительная часть избирателей уехала из страны. При этом территория России настолько большая, что человек, даже не выезжая за пределы страны, зачастую теряет возможность участвовать в выборах в своем регионе. В связи с этим возрастает необходимость поиска механизма удаленного участия избирателей в выборах.
Конечно, переход к дистанционному формату выборов сопряжен с определенными трудностями. Чтобы удаленное голосование было возможно, необходимо выдвинуть кандидатов и провести избирательную кампанию. В действующем законодательстве данные процедуры прописаны очень подробно, однако в ситуации пандемии стандартное проведение кампании невозможно. В соответствии с недавними поправками сама процедура голосования в определенном виде разрешена, несмотря на коронавирус, однако в законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие процесс выдвижения кандидатов и проведения агитации.
Кроме того, введение удаленного формата голосования значительно усложняет работу наблюдателей, поскольку обязывает их обладать продвинутыми знаниями и умением использовать компьютерные технологии. Поскольку число квалифицированных экспертов, обладающих такими навыками, ограниченное, количество наблюдателей автоматически снижается, что негативно отражается на легитимности процесса. В целом переход к такому формату выборов предполагает приобретение дополнительных компетенций всеми участниками избирательного процесса.
Помимо этого, в России пока недостаточно развита техническая база для проведения подобного голосования. Если у нас единый реестр населения находится только на стадии разработки, то во многих других странах подобные реестры существуют уже много лет. В России создание этой системы запланировано к 2030 году: она должна будет полностью заменить госуслуги и свести воедино все данные о населении. И хотя некоторые критики утверждают, что таким образом в стране создается некий «Большой брат», надзирающий за каждым шагом человека, мировая практика показывает, что подобная система необходима.
Тем не менее дистанционный формат никогда не заменит обычные выборы. Для многих избирателей важен не столько результат голосования, сколько сам процесс, поэтому у человека должны оставаться варианты, каким именно образом принять участие в выборах. Правовое поле развивается в сторону многовекторности, поэтому избиратели и комиссии должны сами определять наиболее подходящий формат проведения выборов и участия в них.