Деньги есть, а толку нет: почему Дагестан и Крым не могут освоить целевые бюджеты


Государственная программа развития Северного Кавказа каждый год реализуется с большим отставанием. По итогам 2020 года кассовое исполнение отстало от плановых показателей почти на 1,5 млрд рублей, в 2021-м сумма составила 1,1 млрд рублей.

Конечно, Кавказу еще далеко до показателей Крыма и Севастополя, где на реализации ФЦП ежегодно не могут освоить на порядок большие средства. Аналогию провожу неслучайно: куратором обоих регионов — и Крымского полуострова, и Северо-Кавказского округа — является один и тот чиновник, замминистра экономического развития Сергей Назаров.

Причины отставания в Минэкономики объясняют провалом на местах. Якобы лимиты бюджетных обязательств доведены, но либо плохо готовится проектно-сметная документация, либо с недочетами проводятся конкурсные процедуры, либо уже сами подрядчики затягивают сроки работ. В общем, получается, что у сильного всегда бессильный виноват.

Но если уж проблема с реализацией госпрограммы хроническая, значит, нужны системные меры контроля и принуждения. В Дагестане, скажем, уже много лет буксует восстановление Ауховского и Новолакского районов, а средства на строительство инфраструктуры для переселенческих поселков финансируются именно по линии госпрограммы. Были ли серьезные оргвыводы на уровне правительства Дагестана? Нет…

И подобных проблемных объектов на карте Северного Кавказа можно найти много. Среди них даже горнолыжный туркластер, который Минэкономики РФ преподносит как образцово-показательный пример эффективности госинвестиций. При этом привлечение резидентов даже в самую успешную ОЭЗ «Архыз» продвигается медленно (ряд компаний обещанные средства в «Архыз» не вложили, а Минэкономики через суд лишило статуса резидента).

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: