С сахаром мы сейчас переживаем эффект некоего ажиотажного спроса. Этот ажиотаж не соответствует производственным мощностям и обеспеченностью сахаром. Тем более у нас сейчас практически решается вопрос о таможенно-тарифном обнулении импорта из стран Евразийского экономического союза и других стран, кроме того, действует временная приостановка экспорта за рубеж. Поэтому с экономической точки зрения запасов сахара достаточно. Тем не менее мы сталкиваемся с этим ажиотажным спросом, который является следствием текущей кризисной ситуации и, на мой взгляд, не вполне аккуратных заявлений некоторых депутатов об установлении предельных наценок и введении жесткого государственного регулирования (поскольку сахар – это социально значимый товар). Все эти вещи, наоборот, еще больше вызывают у населения ощущение надвигающегося дефицита.

Таким образом, с обеспеченностью сахаром все в порядке, а вот что касается неких вербальных интервенций ряда спикеров – надо умереннее себя вести, потому что это провоцирует граждан на дополнительные закупки. Кроме паники, никаких оснований для ажиотажа нет. Похожую ситуацию мы уже переживали в ходе пандемии коронавируса в 2020 году. Думаю, все так же спокойно и пройдет, нужно набраться терпения и не провоцировать избыточно ажиотажное поведение населения.

Почему пропал именно сахар? Во-первых, это уже традиционно в умах людей, что вот-вот исчезнет сахар. Во-вторых, играет роль опыт 2020 года, когда сразу возник дефицит. Это некое коллективное подсознание, причем оно является такой же объективной реальностью, как и наличие сформированных товарных запасов сахара.

Во вмешательстве в ценовую политику государству нужно быть крайне сдержанным и осторожным. Как только мы начинаем все регулировать, через полтора-два месяца получаем явление товарного дефицита, причем не по тому продукту, а по смежным (например, сахар используется в кондитерской промышленности, идет в молочные смеси различного рода и так далее). Это тоже экономическая реальность. На это весь прошлый год обращал внимание Центральный банк: если вы вводите административное регулирование, то имейте в виду, что оно сможет продержаться полтора-два месяца, а дальше начинаются негативные последствия.

Я бы еще обратил внимание на недавнее заявление Союза потребителей, который обратился в правительство с предложением не торопиться с установлением каких-то предельных цен, потому что это может провоцировать повышение интенсивности ажиотажного спроса. Это важно, потому что сами потребители в лице своей продвинутой ассоциации рекомендуют умерить административный раж по ценовому регулированию.

Что касается предельных торговых надбавок, то это дело добровольное между ретейлерами, государством и производителями. С августа 2021 года предельная торговая надбавка на социально значимые товары (25 категорий) сократилась примерно вдвое: было 22%, сейчас в среднем по России – 10%. Тем не менее некоторые торговые сети («Ашан», «Магнит» и ряд других) ввели самоограничения торговой надбавки (не более 5%). Я считаю, что это более эффективно, чем прямое администрирование.

На сегодняшний день у нас не только по сахару, а в целом по эпизодам ажиотажного спроса ФАС в регионах проводит 217 проверок. Причем факты были вопиющие, когда покупалось по несколько тонн товара и вывозилось ночью для последующей перепродажи и спекулятивного взвинчивания цен. Думаю, не только ФАС, но и правоохранительные органы должны заниматься этими эпизодами. В ближайшие несколько дней это будет пресечено на корню, но тем не менее надо иметь в виду, что может быть такой рукотворный сконструированный дефицит на ряде региональных рынков, связанный с приобретением товара для последующей спекулятивной перепродажи.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: