Даже если воробей попадет в двигатель самолета, то последствия могут быть очень серьезными
Подмосковные власти проверили свалки, расположенные вблизи аэропорта Жуковский. На такую меру чиновников побудило ЧП с пассажирским лайнером компании «Уральские авиалинии», который совершил аварийную посадку после того, как в его двигатели попали птицы. Кормовой базой для птиц стали свалки, находящиеся недалеко от аэродрома, сообщают СМИ.
Действительно, птицы представляют большую угрозу для воздушного транспорта. И такие встречи у пилотов происходят довольно часто. Столкновение с птицей – это в общем-то рядовое явление. Хорошо, если птица попадает в фюзеляж, обшивку, а не в двигатель. Я многие годы служил в истребительной авиации, и у меня самого однажды был случай, когда в двигатель попала птица – дикий гусь. Это было ночью при заходе на посадку. Птиц было две: одна попала в двигатель, другая – в консоль крыла, так там вмятина была такая, будто столбом телеграфным задели, соответственно, был вариант либо попробовать дотянуть до посадки, либо катапультироваться. Был случай, когда на разведке погоды в Азербайджане птица попала в кабину летчика, в результате этого разрушился фонарь, один из летчиков, который сидел в задней кабине, погиб. Поэтому бороться с птицами на аэродромах необходимо. Но в настоящее время этой проблеме стало уделяться очень мало внимания.
В советское время в районе подхода устанавливались карбидные блоки; есть целая система правил орнитологической безопасности. И, конечно, никаких свалок в радиусе 10 километров быть вообще не должно. На аэродромах положено устанавливать специальные средства отпугивания птиц, раньше там даже транслировались аудиозаписи с тревожными криками птиц – эти звуки их отпугивали; также устанавливались различные чучела, зеркальные шары с зайчиками, потому что животные – это бич авиации. Когда скорости маленькие, до 100–150 км/ч, попадание птиц не так страшно, но когда самолет на большой скорости, то масса даже небольшой птицы превращается в реальную опасность, тем более при попадании в реактивный двигатель: первым делом вылетают лопатки компрессора, как правило, даже если воробей туда попадет, то последствия могут быть очень серьезными.
Видимо, сейчас нужно вспоминать то, что было прежде, и наводить порядок на аэродромах. Есть целая наука – авиационная орнитология, где все эти меры прописаны, испытаны, в свое время работали целые институты. Сейчас это подзабылось, но надо вспоминать.