Развитие Дальнего Востока: главные задачи
Основная проблема в том, что на Дальнем Востоке сокращается популяция. Люди уезжают. При этом регион находится рядом с интенсивно развивающейся Юго-Восточной Азией. То есть местоположение удачное, а возможностей его реализовать крайне мало. Основные задачи, которые федеральный центр ставит перед регионом, – это создание рабочих мест, точек привязки, развитие социальной инфраструктуры, повышение покупательной способности и так далее.
Понятно, что очень многое будет зависеть от экономической и эпидемиологической составляющих. Дальний Восток очень пострадал в результате закрытия границ. Здесь, в отличие от других регионов, речь шла не просто о сокращении турпотока, а об экспортно-импортных отношениях. Это направление нужно как раз развивать со странами Юго-Восточной Азии. То, что программу долго согласовывали, было связано с эпидемиологической составляющей. В Китае ситуация более-менее стабильная, в отличие от Европы и США. Это серьезный сигнал для того, чтобы сформировать какую-то единую позицию.
Что касается задач, которые представлены в Национальной программе развития Дальнего Востока, то они достаточно амбициозные, хотя создание такого большого количества рабочих мест для многомиллионного субъекта – это, конечно, важно. При этом нельзя утратить имеющиеся рабочие места, потому что происходит сокращение производства, что сказывается на занятости. Особенно это касается машиностроения, металлургии, сырьевой сферы. Здесь многое зависит от кадров и людей. Важно сохранить баланс рабочих мест и нарастить его число.
Второй важный для развития Дальнего Востока момент связан с субсидированием перевозок. Это направление необходимо поддержать. Чтобы добраться до Дальнего Востока или уехать оттуда, нужны немалые средства. Авиаперелеты очень дорогие. Железнодорожное или морское сообщение – это очень затратно по времени (неделя уйдет).
Третий важный момент – это в целом развитие инфраструктуры. Речь идет о транспортной инфраструктуре, дорожном и железнодорожном строительстве. Дальний Восток – это «полигон», который связан с экспортом в Китай. То же касается и портовой инфраструктуры.
Четвертое – создание качественной городской среды. Изношенность объектов ЖКХ там превышает 80%. Это не только жилые дома, но и котельные, теплосети и водопровод. Естественно, немаловажен вопрос инвестиций, их привлечения. Без дополнительных льгот для бизнеса, упрощения процедур регистрации компаний, сокращения административного давления сделать это будет крайне сложно. На прохождение растаможки, к примеру, на Дальнем Востоке требуется большое количество времени, а это увеличивает сроки прохождения грузов. Это дополнительные издержки. Снижение административных барьеров – очень важный фактор для развития Дальнего Востока.
Многое будет зависеть от региональных программ развития, которые будут приниматься. Внебюджетные источники составляют значительную долю в новой программе, и без серьезных производственных проектов, без участия сырьевых компаний реализовать эти планы будет крайне сложно. Помимо бюджетных инвестиций, важно софинансирование из самих регионов. А пандемия коронавируса и ликвидация ее последствий сильно сдерживают региональную экономику. С этой точки зрения очень важно понимать, что происходит в самих региональных бюджетах. Если они будут правильно спланированы и реализованы, если федеральный центр своевременно подставит финансовое плечо, что он сейчас и пытается делать, то реализация программы вполне вероятна.
Опять же, многое будет зависеть от эпидемии. Если ситуация улучшится, соответственно, стабилизируется спрос, – это одно. Если она будет развиваться в обратном направлении, то будут проблемы. Многое будет зависеть от потребления. Смысл запускать проекты на миллиарды долларов, если нет спроса или если он будет медленно восстанавливаться?