Бюджеты в регионах стали лучше: профицит должен превысить 400 млрд рублей


В целом в большинстве регионов России ситуация с бюджетами стала лучше: профицит консолидированного регионального бюджета на конец полугодия должен превысить 400 млрд рублей. Но, действительно, есть 15-20 регионов, где полугодие закончили с дефицитом.

При этом как положительные, так и отрицательные сюжеты не стоит стричь под одну гребенку: в регионах с разной структурой экономики и разным опытом прохождения «пандемического кризиса» работали разные факторы. Можно коротко пройтись по некоторым сюжетам.

Есть регионы, в которых имеется и добыча энергоресурсов, и развитая нефтехимия. Это, например, Башкирия, бюджет которой от падения собственных доходов после кризиса не оправился в полной мере, но оправится позднее. Ульяновская область тоже в прошлом году в плане налоговых поступлений пострадала довольно серьезно, доходы бюджета снизились, а расходы, в том числе связанные с пандемией и ее последствиями, возросли. В итоге пришлось увеличить и госдолг. Теперь новому руководству региона придется взаимодействовать с Минфином по сокращению бюджетных расходов, в том числе и на содержание госаппарата.

Сахалинская область сильно пострадала от падения цен на энергоресурсы, но существенно сократила свои расходы, а улучшение ситуации с ценами на энергоносители в этом году позволило бюджету «отскочить» в профицит.
Есть, разумеется, и металлургические регионы, та же Липецкая область — хороший пример. Рост цен на продукцию профильного для региона экономического комплекса позволил резко улучшить ситуацию с доходами бюджета.

Что касается того, какие регионы за бюджетную политику следует отдельно выделить и похвалить или покритиковать, вопрос это сложный, потому что отделить качество госполитики в регионе от макроэкономического фона не всегда так просто.

Наверное, можно было бы положительно выделить ту же Челябинскую область, но опять же здесь оказала позитивное влияние ценовая конъюнктура по цветмету. А ту же Ленинградскую область, где есть небольшой бюджетный дефицит из-за сокращения бюджетных доходов, критиковать я бы не стал: они увеличили расходы на социальные цели и дотации и субвенции муниципалитетам, что в нынешней ситуации важно, да и дефицит они себе могут позволить с учетом мизерного госдолга.

Словом, ситуация в различных регионах с различным профилем индивидуальна, а общие тенденции по изменению картины с доходами и расходами регионов связаны, скорее, с макроэкономическими причинами.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: