Бюджет Санкт-Петербурга в начале 2023 года: почему результаты оказались выше ожидаемых
Опубликованные финансовые результаты Северной столицы за первый квартал 2023 года[1] вновь демонстрируют позитивное состояние бюджета Санкт-Петербурга. В целом объем налоговых поступлений вырос по отношению к первому кварталу прошлого года, который был наиболее успешным кварталом для региональных бюджетов в новейшей истории: в начале 2022 год налоговые и неналоговые доходы Санкт-Петербурга выросли более чем в полтора раза, а поступления только налога на прибыль – почти в два раза. И хотя впоследствии в условиях вызовов новой реальности темпы роста замедлились, общее превышение годового бюджета составило более трети по отношению к показателям 2021 года. Прошлогодний бюджет Санкт-Петербурга впервые в его истории легко преодолел мистическую планку 1 трлн рублей.
Казалось, что потенциала роста при такой изначально высокой базе уже нет. Так и планировалось, что отчетные данные в 2023 году в номинальном выражении будут составлять суммы, на 5–10% меньше прошлогодних. Однако факты демонстрируют иное.
Объем доходов бюджета Санкт-Петербурга по итогам первого квартала вырос более чем на 6,3% по отношению к аналогичному периоду 2022 года, составив 272 млрд рублей. Это более четверти исполнения годовых назначений, утвержденных в законе о бюджете. Чуть ниже темпы роста непосредственно у налоговых доходов (3,6%), при этом динамика сборов по конкретным налогам была совершенно разной. Изменение принципов учета консолидированных групп налогоплательщиков привело к снижению поступлений налога на прибыль именно от таких компаний. Дополнительными негативными факторами снижения поступления налога на прибыль должны были стать уход ряда крупных налогоплательщиков с иностранным участием, а также изъятие из бюджета в феврале 18 млрд рублей переплаты налогов по итогам прошлых периодов. Однако в результате в целом поступления по налогу на прибыль, так же как по акцизам на алкогольную продукцию, пиво и нефтепродукты, значимо выросли.
Меньше стали выплаты по налогу на доходы физических лиц (снижение на 22%), привязанные к объему заработной платы, что косвенно свидетельствует о начинающихся сложностях на рынке труда.
Как результат действия органов власти можно оценить и рост на 30–40% поступлений от земельно-имущественных налогов. При сокращении доходов от упрощенной системы налогообложения на 40% выросли поступления налога на профессиональный доход, то есть платежи от самозанятых. Еще больше выросли доходы от продажи государственного имущества и другие неналоговые доходы. Понятно, что в общей сумме доходов бюджета города роль всех этих доходов невысока.
Нельзя не отметить, что ситуация с налоговыми платежами в России в первые месяцы 2023 года создала немало сложностей и «технического» характера. Помимо изменения порядка уплаты и распределения налога на прибыль от бывших участников КГН, развернулась дискуссия о единовременной выплате крупнейшими компаниями налога на непредвиденный доход, полученный за два последних года, была скорректирована дивидендная политика в ряде компаний. Наконец, с января уплата налогов осуществляется в рамках единого налогового платежа 28-го числа каждого календарного месяца, что, в свою очередь, предопределило задержки в поступлении уплаченных налогов на счета региональных и местных бюджетов. Сама финансовая отчетность стала публиковаться в более сокращенном формате, чем ранее. Поэтому даже проведить содержательный анализ стало затруднительнее.
Тем не менее общей положительной стороной отчета об исполнении бюджета Санкт-Петербурга в первом квартале 2023 года можно считать превышение запланированных квартальных объемов, что дает основания говорить о факте обеспечения этим дополнительной финансовой устойчивости города, в том числе в случае прогнозируемого сокращения доходов в ближайшей перспективе.
[1] https://комфинспб.рф/committees/news/1630.