Бюджет Иркутской области – 2026 – первый серьезный стресс-тест для Игоря Кобзева на новом сроке


Про­ку­ра­ту­ра Ир­кут­ской об­ла­сти жест­ко рас­кри­ти­ко­ва­ла пра­ви­тель­ство ре­ги­о­на, пред­ста­вив­шее про­ект бюд­же­та на 2026 год. По мне­нию над­зор­но­го ве­дом­ства, вла­сти преду­смот­ре­ли недо­ста­точ­но средств на здра­во­охра­не­ние, жи­лье для де­тей-си­рот, охра­ну окру­жа­ю­щей сре­ды, по­жар­ную без­опас­ность и дру­гие со­ци­аль­но зна­чи­мые на­прав­ле­ния.

Ситуация с бюджетом Иркутской области – это классический пример, когда в кризисный период выбирать приходится не между хорошим и плохим, а между плохим и очень плохим. Решение губернатора Игоря Кобзева лично возглавить правительство в этих условиях – сильный ход, но большой риск, поскольку он концентрирует в своих руках всю полноту ответственности и теперь списать возможные провалы на неэффективное правительство уже не получится. В этой ситуации у него несколько вариантов, которые, скорее всего, будут комбинироваться.

Во-первых, бюджетный маневр. То есть то, что мы сейчас и наблюдаем: сознательное урезание социалки в пользу статей, которые, по мнению авторов бюджета, должны дать быстрый экономический эффект. Логика здесь, вероятно, такая: вложимся в дороги и инфраструктуру – это подстегнет бизнес, увеличит налоговую базу, а через пару лет появятся деньги на ту же социалку. Рабочая, но весьма рискованная ставка на будущее. Далее – лоббирование в федеральном центре. Главная задача Кобзева сейчас – «выбивать» деньги в Москве: использовать свои связи, доказывать необходимость дополнительных дотаций и субсидий для региона. Аргумент перед федеральным центром будет традиционно простой для кризисного времени: «Дайте денег, иначе рискуем получить социальную напряженность в стратегически важном регионе». Третье – поиск внутренних резервов. Пожалуй, самая сложная часть: увеличение эффективности госрасходов, работа с крупными налогоплательщиками. Как правило, быстрых и значительных денег это не приносит. Поэтому самой реалистичной выглядит следующая комбинация: продавить в Заксобрании текущий «урезанный» бюджет, пообещав его корректировать в течение года, и параллельно вести плотную работу с федеральным правительством.

Проблемы с принятием бюджета точно будут. Ведь заключение прокуратуры – это не просто техническая бумажка, это серьезный публичный сигнал, в том числе для депутатов регионального парламента. Депутаты, особенно одномандатники, очень чувствительны к урезанию расходов на школы, больницы и ЖКХ в своих округах. На них будут давить избиратели. Не исключено, что процесс принятия бюджета пройдет с критическими выступлениями и попытками внести поправки. Однако провала бюджета ждать не стоит. Скорее всего, его примут в первом чтении как базовый документ, а затем начнется работа по согласованиям и корректировкам. Итоговый вариант, вероятно, будет компромиссом, возможно, с некоторыми уступками со стороны правительства по самым болезненным точкам.

Для недавно переизбравшегося Игоря Кобзева это первый серьезный стресс-тест на прочность во втором сроке. Краткосрочно его позиции могут и пошатнуться: поскольку он взял на себя всю ответственность за непопулярное решение, теперь весь негатив от сокращения социальных расходов будет ассоциироваться лично с ним. Однако на долгосрочном треке все зависит от того, сработает ли такая ставка. Если инвестиции в те же дороги, которые, как правило, всегда сильно фонят по социологии в проблемном поле в разных регионах и КРТ дадут заметный экономический эффект, а из Москвы удастся привезти дополнительные деньги на социалку, он сможет представить себя как антикризисного менеджера, который принял тяжелое, но верное стратегическое решение.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: