Было бы идеально провести все выборы так, как намечалось
В принципе, я не вижу каких-то кардинальных причин для переформатирования выборов. Мне кажется, к сентябрю власть по-прежнему будет удерживать политический контроль над ситуацией. Есть разговоры о возможности утраты политического контроля, например, о резкой активизации оппозиционных настроений или об изменении поведения системной оппозиции, но мне кажется, что к сентябрю ничего подобного не произойдет. Конечно, факт консолидации вокруг флага в какой-то момент перестанет так активно действовать и, безусловно, будет другое состояние общественных настроений в обозримой перспективе, но летом и в сентябре еще рано будет говорить, что эта перемена серьезно угрожает власти.
Теоретически было бы идеально провести все выборы так, как и намечалось. Тем более власть до сих пор подчеркивает, что хоть спецоперация и санкции влияют на российскую экономическую и политическую реальность, но никакой чрезвычайщины нет. Поэтому такая демонстрация, что у нас по-прежнему продолжается нормальная жизнь, была бы важна. Но я думаю, что это касается прежде всего выборов в заксобрания и муниципальные органы власти. Скорее всего, их проведут в прежних форматах. Их необходимо будет провести как раз для демонстрации того, что в стране в целом продолжается мирная спокойная жизнь.
По губернаторским выборам действительно есть вопрос. Я бы сказал, он не столько институциональный, не столько вопрос политического контроля, сколько вопрос управленческий и символический. Сейчас все-таки влияние происходящего в соседней стране на экономическую, на отчасти и политическую реальность, на общественные настроения есть. Да, влияние санкций еще сильно не ощущается, но мы понимаем, что будет ощущаться. То, что экономические последствия санкций постепенно будут ощущаться все сильнее, тоже очевидно. В такой ситуации очевидного нарастания влияния санкционной политики и неких мобилизационных общественных настроений проводить избирательные кампании губернаторов, которые занимаются решением текущих дел, текущим управлением, неудобно. Мне кажется, это обстоятельство действительно давит на администрацию президента, а отчасти и на самих губернаторов (хотя некоторые из них достаточно серьезно настроены переизбраться). Игнорировать это нельзя.
Причем, повторюсь, это касается именно губернаторских выборов. Все-таки губернаторы завязаны на решение текущих управленческих задач, количество которых резко увеличилось в связи с изменившимися обстоятельствами. Реализовывать в такой ситуации избирательные кампании высших должностных лиц, фактически главных менеджеров регионов, было бы странно. Поэтому вопрос о переформатировании губернаторских выборов имеет место быть, я не исключаю, что здесь будут приняты какие-то решения.
Какие это могут быть решения? Есть следующие обстоятельства. Я бы вряд ли одобрил такую дифференциацию, когда одним губернаторам будет разрешено избираться напрямую (за исключением тех случаев с выборами заксобраниями, которые уже существуют). Мне кажется, было бы странно сейчас осуществлять какую-то сегрегацию или фрагментацию губернаторского корпуса на тех, кто изберется напрямую, и на тех, кого изберут заксобрания. Это будет означать, что губернаторский корпус станет более пестрым, в том числе и с точки зрения легитимности.
Я считаю, что эта идея не очень удачна. Во-первых, если уже и принимать решение, то оно должно касаться всех (не допускать дифференцированных моментов). Во-вторых, исходим ли мы из того, что, например, через год страна в целом возвращается к той системе управления, в которой она существовала ранее и которая в части положения губернаторов была вполне понятна (когда мы понимали, что губернаторами становятся те, кого маркирует Кремль)? Фактически губернаторские выборы были не столько конкурентными выборами, сколько референдумами о доверии, тем не менее они выполняли две важные функции. Первая: придавали большую легитимность тому, кто избирался. Вторая: заставляли кандидатов в губернаторы активно взаимодействовать с населением, отстраивать механизмы обратной связи и изучать регион, что очень важно для так называемых губернаторов новой волны, большая часть из которых – «варяги». Таким образом, даже в, скажем так, формате референдума выборы губернаторов в России все-таки позволяли сформировать более устойчивую систему легитимности и более гибкую систему взаимодействия глав регионов с населением.
Если сейчас массово заменять этот тип выборов выборами представительными органами, то могут быть гораздо более серьезные институциональные последствия этих решений. Реальная легитимность тех губернаторов, которые избирутся заксобраниями, будет слабее. Плюс, конечно, те формы обратной связи с населением, которые предполагали даже референдумные выборы, уйдут. Губернаторы будут в большей степени оторванными от населения уже не с точки зрения легитимности, а с точки зрения обратной связи.
Подытожу. Если в отношении выборов принимать какое-то решение, то лучше их перенести, например, на год. Перенос фиксирует, что есть некие обстоятельства, а именно спецоперация, которые несколько меняют нашу привычную жизнь, но мы к этой жизни возвращаемся и возвращаем ту систему управления, которая действовала ранее и показала свою эффективность. То есть мы уверены в том, что такая возможность есть. Если же говорить о переформатировании с прямых выборов на выборы представительными органами, то надо понимать, что это несколько другая модель взаимоотношений губернатора с населением и ключевыми группами интересов в регионе и другая модель легитимности. Если в Кремле настроены на более жесткий мобилизационный формат политической системы не на какое-то время (например, на год), а на более долгосрочную перспективу, то в этом случае я не исключаю принятия решения о массовом переформатировании губернаторских выборов.