Боюсь, пока наши банки раскачаются, часть бизнеса уже исчезнет


Режим повышенной готовности в регионах России внес коррективы в жизнь всех групп населения. В школах и вузах – дистанционное обучение и свободное посещение, офисы переходят на удаленную работу. И сложившаяся ситуация неминуемо влияет на бизнес. 

Предприниматель потому и предприниматель, что он находит решение при любых катаклизмах. Если даже его производство остановится, он будет спасать капитал. Что-то из активов успеет вывести из «фатальной ситуации», что-то перезапустит в другой отрасли или сфере деятельности. Но общий уровень производства товаров, услуг и работ, несомненно, снизится. Тем не менее я бы стал говорить не только о спасении предпринимателей, но и о защите их работников. Надо думать, как обеспечить работой и заработком теряющих занятость россиян. Было бы справедливо связать льготы и преференции, которые будут предоставляться предпринимателям, с обязательным сохранением числа наемных работников. Статистика все это учитывает, проверить легко, а сохранение условия найма работника обеспечит ему заработок. Может, уменьшенный, но не ниже прожиточного минимума, как этого требует трудовое законодательство.

Ущерб и убытки предпринимателей потребителю придется компенсировать из своего кошелька. Бывают ли кризисы, за которые потребители не платили бы? Я таких не припомню. Цены обычно растут по двум причинам: из-за ажиотажного спроса или из-за инфляционных ожиданий. Сейчас есть ажиотажный спрос на некоторые товары, цены на них стремительно растут. Но это не оплата кризиса. Оплата пойдет тогда, когда годовая инфляция вырастет выше 3–4 %. Компенсация убытков растянется на год-два. Поэтому меры желательно принимать примерно такие же, как при борьбе с инфляцией. Давать недорогие кредиты, снижать стоимость банковских услуг и страхования, снижать или оптимизировать налоги, повышать доходы населения. Например, в Архангельской области можно было бы изменить часть коэффициентов по налогу на вмененный доход, снизить расчетные уровни вменяемого налога. На областном и местных бюджетах это почти не скажется, а малый бизнес в торговле и общепите уровень цен сохранил бы. Но про такие инициативы нашей власти я пока не слышал. 

Каждый подобный кризис требует непривычных для обыденной ситуации методов управления. Надо не стесняться и не бояться применять их. Приведу пример. Сегодня китайская защитная маска, не сертифицированная российской системой медицинской сертификации, стоит два рубля. Маска с отечественной сертификацией стоит от 39 до 50 рублей. Если бы правительство Архангельской области набралось смелости и разрешило бы для наших учреждений использовать китайские маски, разрешило бы их продавать населению, цены упали бы многократно и люди имели бы защиту, которая успешно опробована в Китае.

В других регионах, к примеру, возникают новые производства. В Ульяновской области при поддержке областного правительства организовано производство многоразовых тканево-марлевых масок, которые, по оценкам инфекционистов-вирусологов Российской академии наук, куда эффективнее одноразовых и синтетических. Эту идею там приземлили на действующей трикотажной фабрике, которая выпускает одежду, к примеру детскую. Дефицита ползунков нет, а вот дефицит масок – есть. И это решение – рабочее, которое прямо сейчас позволяет обеспечивать нужды медицинского персонала в регионе.

Штабы поддержки предпринимателей создаются по всей стране. Горячие линии, справочные службы. Однако набор мер поддержки примерно одинаковый. Предлагаются арендные каникулы по муниципальному и государственному имуществу, отмена штрафов и некоторых обязательных взносов в гарантийные и кредитные региональные фонды. Но меры поддержки у нас всегда опаздывают. Вот если бы областная власть в Поморье брала на себя еще и опережающую работу по продвижению мер поддержки бизнеса, уже обозначенных на федеральном уровне, наши предприниматели благодарили бы их долго и горячо. Например, только что заявлено, что на выдачу зарплаты работникам наши государственные и другие крупные банки будут кредитовать бизнес под нулевую годовую ставку. Боюсь, пока наши банки раскачаются, часть бизнеса уже исчезнет. Созданная в регионе комиссия пока не предложила конкретного набора мер поддержки малого и среднего бизнеса. В части возможных налоговых отсрочек губернатор Архангельской области использовал расплывчатую формулировку «важно не действовать сгоряча» и пообещал адресную точечную помощь, но какую и кому именно не уточнил. Арендных каникул по государственному и муниципальному имуществу, которое находится в найме у бизнеса, правительство области тоже не предложило. 

Что касается защиты прав работников в режиме, когда это не будет мешать спасать бизнес, работодатель имеет не так много законных механизмов лавировать в условиях особых режимов, которые вводятся в директивном порядке. Предприниматель может, например, воспользоваться специальной нормой, предусмотренной статьей 72.2 Трудового кодекса РФ (временный перевод на другую работу). Эта статья предусматривает возможность на время чрезвычайных происшествий, включая эпидемию, перевести работников на срок до месяца на любую другую работу, включая удаленную. Но, если бы властью были бы организованы общественные работы, это был бы оптимальный вариант. Предприятия можно было бы приостановить, и люди не пострадали бы, поработав на общественных работах и получив зарплату из бюджета, вернулись бы на свои рабочие места. Но это очень непростая задача, и правительству Архангельской области она пока не под силу.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: