Борьба за мандаты: почему челябинские элиты сосредоточились на гордуме
В Челябинской области проходят две избирательные кампании. Для местных элит куда более важными являются выборы в районные советы, из которых формируется городская дума Челябинска. И совершенно понятно, что челябинские элиты в условиях перезагрузки власти в целом сосредоточены на «боях» за мандаты депутатов гордумы, потому что это для них способ сохранения существующего статуса и формирования некой собственной политической позиции в ближайшем будущем при новом руководителе региона. По этой причине в Челябинске идет наиболее активная «полевая кампания», здесь, наверное, около 170 избирательных округов, и чуть менее чем в половине из них ведется хоть какая-то достаточно активная борьба, сопровождаемая самыми разными историями, где-то не очень хорошими, с использованием черного пиара, где-то вполне себе конкурентными. Все это, безусловно, влияет в том числе на общерегиональную губернаторскую кампанию. Понятно, что жуткая активность в округах подстегивает интерес избирателей к выборам, в том числе губернатора; с другой стороны, по Челябинску в тех округах, где «грязно» идут кампании с различным объемом компромата, каких-то подметных листовок и сюжетов, там избиратель, скорее, склонен отказаться от участия, потому что не хочет мараться. И это сказывается в том числе на явке в областном центре. Здесь какие-то прогнозы дать сложно. Основная история по Челябинску – это, конечно, вопрос явки избирателей.
В целом же кампания идет, на мой взгляд, достаточно предсказуемо. Помимо кандидата-самовыдвиженца Алексея Текслера, представлены еще четыре кандидата от двух парламентских партий и двух так называемых малых партий. Все они ведут свои нишевые избирательные кампании с совершенно разными целями. Пожалуй, главная из них – это выборы в Челябинской области в Законодательное собрание в следующем году и через год выборы в Государственную думу. То есть все капитализируют свои политические ресурсы, личные бренды для будущих боев и политических баталий.
Понятно, что в последнюю неделю перед выборами все сосредоточены на мобилизации своих электоральных групп, где-то используются провокационные методы. Например, один из кандидатов для смеха выпустил агитационные материалы в виде маски со своего лица с прорезями для глаз и раздавал их на улицах Челябинска. Был некий шоковый эффект, когда дети бегали в этих масках. Есть и такие веселые истории.
Думаю, что ключевой вопрос предстоящих выборов – это, конечно, вопрос явки избирателей, потому что складывается ощущение, что еще на этапе входа в кампанию один из кандидатов сформировал, пожалуй, критическое преимущество, и некий запрос на нового лидера он в достаточной степени удовлетворил. Поэтому в сам день выборов, 8 сентября, есть ощущение, что при наличии хорошей погоды, а по прогнозу она должна быть хорошей, люди, уже фактически согласившись с тем, что новым губернатором будет некий определенный кандидат, и согласившись с его сильным опытом и как управленца, и как политика, просто предпочтут избирательным участкам участки садовые. Картошка и шашлыки или избирательные участки – пожалуй, это будет основной дилеммой.