При сравнении весенних (майских) социологических данных по уровню поддержки партий в регионах юга России обращает на себя внимание рост популярности сил условного левопатриотического толка (КПРФ, «Справедливая Россия», «Родина», Партия пенсионеров).

Мы видим это в Дагестане, Ингушетии, Ставропольском крае. Но ситуация вполне объяснима рядом факторов. Самый главный — это активизация популистской риторики, особенно в свете пенсионной реформы, которую, скажем, коммунисты вообще требовали отменить, а справороссы — провести заново на своих условиях. К сожалению, ничего конструктивного, кроме популистских лозунгов, условно левая оппозиция предложить не может, хотя, скажем, в тех же Ставропольском крае или Адыгее как аграрных регионах сильной ее стороной могла бы быть ориентация на интересы сельхозпроизводителей, жителей и тружеников села.

Кроме того, для справороссов сыграл в некоторой степени эффект новизны после объединительного ребрендинга. Но в любом случае эффект прироста рейтингов уже исчерпан, по мере приближения выборов мы будем наблюдать, скорее, уже мобилизацию «неопределившейся» части электората.

Судя по социологии, в Дагестане в мае это было 43,1%, в Ставропольском крае — 33,0%, в Адыгее — 23,1%.

Любопытно, что во всех трех регионах имеет место реализация разных моделей поддержки власти.

В Адыгее уровень поддержки «Единой России» (39,9%) значительно выше уровня числа «неопределившихся» (отнесем к ним и протестующих). Можно списать это и на этатистские умонастроения, и на боязнь граждан вслух критиковать власть. Регион все-таки традиционно относится к «электоральным султанатам».

В Дагестане число «неопределившихся» (43,1%) почти в полтора раза больше уровня реальной поддержки партии власти. Это говорит о высочайшем уровне протестной культуры, причем партии неспособны канализировать этот протест (за оппозицию готовы голосовать лишь 27,3%).

В Ставропольском крае самый умеренный вариант: у «Единой России» на входе в кампанию уровень поддержки составляет 37,8%. Это почти сопоставимо с долей неопределившихся избирателей. Есть большое пространство для мобилизации, в том числе за счет той части электората, которая может разочароваться в социал-популистских лозунгах оппозиции. Но мы это можем увидеть уже лишь с началом активной агиткампании в июле.

Send with Telegram
bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: