Большинство экспортеров в этом сезоне увеличили объем подвоза зерна на экспорт
Большинство экспортеров в этом сезоне увеличили объем подвоза зерна на экспорт к черноморским терминалам автотранспортом.
За 11 месяцев сезона-2018/19 через морские терминалы в Краснодарском крае на экспорт с помощью автомобильного транспорта было отправлено 9,2 млн тонн зерна, в том числе через порт Тамань – 2,2 млн тонн, КСК – 2,3 млн тонн, НКХП – 2,2 млн тонн, НЗТ – 2,1 млн тонн. По нашим оценкам, рынок автоперевозок зерна Краснодарского края составляет 8,9 млрд рублей.
Пик отгрузок на зерновые терминалы путем доставки автотранспортом в сезоне-2018/19 пришелся на август. Тогда машинами в Краснодарском крае было перевезено более 1,5 млн тонн. После этого объемы постепенно сокращались. Но заметное замедление темпов отгрузок произошло с начала 2019 года, когда они упали до 0,5 млн тонн и менее из-за сокращения запасов зерна (вследствие более низкого урожая в прошлом году), а также потери конкурентоспособности российской пшеницы на мировом рынке. В мае автомобилями к черноморским глубоководным терминалам было доставлено лишь 43 тысячи тонн зерна.
По подсчетам Trucker, лидером отгрузок зерна на экспорт, доставленного с помощью автомобильного транспорта, через НКХП за июль – май текущего сезона стал крупнейший российский экспортер зерновых культур – ростовский торговый дом «Риф». Через данный терминал компания перевалила 532 тысячи тонн. Через НЗТ больше всего зерна за рубеж отправила компания «Зерно-Трейд» – 546 тысяч тонн. А самый крупный объем у КСК – свыше 1 млн тонн – машинами подвез «Каргилл».
Рейтинг крупнейших экспортеров по автоперевозкам зерна через три новороссийских терминала несколько отличается от традиционного топ-20 продавцов, так как компании используют для доставки продукции к терминалам разный транспорт. Так, если самым крупным экспортером зерна в целом который год подряд остается ТД «Риф», то лидером по автоперевозкам является «Каргилл», который перевалил через порт Новороссийск 1,12 млн тонн зерна. «Риф» в данном рейтинге занимает вторую строчку с объемом 0,93 млн тонн. В топ-5 также вошли «Мирогрупп» (0,82 млн тонн), «Зерно-Трейд» (0,55 млн тонн) и ТД «Степь» (0,49 млн тонн).
Большинство экспортеров в этом сезоне увеличили объем подвоза зерна на экспорт к черноморским терминалам автотранспортом. Этому в том числе способствовало появление новых онлайн-агрегаторов грузовых перевозок, что заметно упростило взаимодействие трейдеров с независимыми перевозчиками, ускорило процесс оформления заказа и доставки груза. Позитивно на рост отгрузок зерна машинами также повлияло внедрение на терминалах цифровых очередей, в частности компанией Trucker на КСК.