Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин дал поручения по новому формируемому национальному проекту «Инфраструктура для жизни». В частности, в новом нацпроекте содержится  предложение о формировании сети опорных населенных пунктов, или точек роста. Именно в них должен, прежде всего, вырасти уровень качества городской среды.

Реализация содержащейся в нацпроекте идеи будет во многом зависеть от того, какие именно точки роста будут выбраны. Важным сигналом является тот факт, что в список предполагается включить не только крупные города. С одной стороны, крупные города имеют больше возможностей потянуть за собой другие города и регионы. С другой же, чем крупнее город, тем выше вероятность формирования там благоприятной городской среды за счет собственных возможностей. А вот у меньших городов неразрешимых собственными силами проблем гораздо больше, и нацпроект мог бы стать важным инструментом их решения и катализатором роста.

Так, среди крупных городов с численностью населения от 250 тыс. до 1 млн человек только 2% имеет неблагоприятную городскую среду, по оценке Минстроя РФ. Среди больших городов с численностью населения от 100 до 250 тыс. человек – уже 15% городов имеют неблагоприятную городскую среду, среди средних городов с численностью населения от 50 до 100 тыс. – 26%, а вот среди малых городов с численностью населения до 50 тыс. человек – таких и вовсе 38%!

При этом средних и малых городов гораздо больше, чем крупных. В частности, оценка Минстроя РФ делалась по 62 крупных городам, 92 большим городам, 148 средним и 799 малым городам.

Вопрос же благоприятности городской среды имеет не только социальное значение, ведь многие малые и средние города – это основа российской промышленности и сельского хозяйства, поскольку большая часть производств расположена совсем не в столице и не в крупнейших агломерациях. Например, в Свердловской области почти половина (46,3%) объема товаров, услуг и работ в обрабатывающей промышленности производится в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. чел., в Нижегородской области – 49,9%, в Иркутской– 53,6%.

И всем этим производствам нужны кадры. Общий дефицит кадров в обрабатывающей промышленности средних и малых российских городов оценивается сегодня примерно в 600-700 тыс. человек. Однако мы имеем ситуацию, когда больше половины школьников в средних городах и почти три четверти выпускников в малых городах хотят уехать из своего родного города навсегда. В результате, численность населения Москвы, например, за последние 5 лет (к 2023 году по сравнению с 2018 годом) выросла примерно на 382 тыс. человек. То есть можно считать, что только в Москву переехало население примерно 3-7 средних городов или нескольких десятков малых городов.

Можно ли обратить этот процесс вспять? Самый простой, казалось бы, ответ – предлагать людям в малых и средних городах более высокие зарплаты. И зарплата, действительно, является важнейшим фактором при принятии решения о переезде в другой город.

Как малым и средним городам конкурировать с крупными агломерациями, учитывая, что условия для жизни в них пока хуже? Да и где предлагать жить сотрудникам, если в более чем 700 малых и средних городах новое многоквартирное жилье вообще не строится?

Сами по себе малые и средние города свои проблемы не решат, нужны целенаправленные меры поддержки с федерального уровня. Одна из недавних инициатив в этом направлении – сохранение условий программы «Семейной ипотеки» с более низкими ставками по кредитам для малых городов с численностью населения до 50 тыс. человек. Это очень важное решение, но, нужен более широкий спектр мер по расширению возможностей муниципалитетов по привлечению финансовых ресурсов, созданию специализированных фондов развития, стимулированию компаний к участию в создании социальной инфраструктуры. И крайне важно, чтобы малые и средние города были в фокусе и нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни».

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: