Более 40 стран для продажи российского мяса: как растет география поставок продукции российского АПК


Первые шесть месяцев 2019 года отмечены ростом экспорта говядины, свинины, субпродуктов и баранины и некоторым отставанием от прошлогоднего объема по мясу птицы. Связано это прежде всего с некоторыми ограничениями, например, из-за гриппа птиц, который был в ряде регионов, в частности в Ставропольском крае и Пензенской области. Тогда некоторые страны ЕС ни только не пускали из этих регионов российскую птицу, но и ограничивали или запрещали транзит, что существенно повлияло на динамику.

Сейчас мы ускорили экспорт благодаря открытию в 2018 году рынка Китая, и практически каждый месяц объемы по доставке в КНР мяса птицы растут. Я надеюсь, что к концу года мы все-таки выйдем на показатели 2018-го. Также расширяется география за счет Южной Америки. В частности, уже совершены отгрузки свинины в Венесуэлу.

Для России сейчас основные рынки – это рынок Китая по мясу птицы, страны Ближнего Востока, прежде всего Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, которые закупают в больших объемах мясо птицы в разных странах и, конечно, хотят диверсифицировать свои закупки. Там мы сталкиваемся с существенной конкуренцией, прежде всего со стороны Бразилии и Украины, которая является очень сильным игроком по мясу птицы на всех региональных рынках. Россия расширяет поставки в Африку. Но пока все-таки нашими ключевыми партнерами остаются страны СНГ, Вьетнам, Гонконг. Всего Россия поставляет мясо и мясопродукты в более чем 40 стран.

Конечно, мы ожидаем и надеемся, что нам откроют рынок Китая для поставки говядины, свинины, субпродуктов из этих видов мяса, и это даст очень серьезный импульс. Дело в том, что в Китае цены находятся на рекордных уровнях. Конечно, для сдерживания цен и дальнейшего роста рынка Китаю, наверное, придется не только увеличивать объемы, но и расширять географию закупок.

В целом переговоры идут довольно сложно, страны очень долго не отвечают на наши запросы и так далее. Но это работа Россельхознадзора, которую ведомство очень последовательно проводит. Только что была инспекция заместителя министра сельского хозяйства КНР в Белгородской области. Вместе со специалистами они изучали работу лаборатории, работу ветслужбы, а также самих предприятий; ознакомились с нашей системой электронной сертификации «Меркурий». Встреча произвела хорошее впечатление. Но между тем мы понимаем, что торговые переговоры – это всегда очень сложный процесс.

Что касается готовой продукции, то Россия ее также поставляет на экспорт в достаточно большом количестве. В общем объеме мяса и мясопродуктов на готовую продукцию приходится порядка 20 %. Но в целом, конечно, в мире в основном торгуют сырым мясом, потому что действует принцип тарифной эскалации: чем выше передел, чем больше добавленная стоимость, тем больше вы сталкиваетесь с тарифными и нетарифными барьерами, потому что каждая страна, которая думает о развитии собственной экономики, создании рабочих мест, добавленной стоимости и, соответственно, получении доходов из бюджета, стремится, чтобы передел осуществлялся на ее территории. В этом ничего страшного нет, так же как в растениеводстве торгуют в основном не мукой, а зерном. Это не значит, что нужно отказываться от попыток продавать переработанную продукцию, тем более что в России есть прекрасная продукция. Но для ее продвижения нужно прилагать колоссальные маркетинговые усилия, что требует иногда десятков миллионов долларов, особенно для продвижения на серьезных рынках, так как компании сталкиваются и с местной продукцией, которая конкурирует, и с экспортерами других стран. Пока у российской готовой продукции за пределами СНГ нет какого-то великого реноме или представления о ее качестве или вкусе. Мы никогда этим серьезно не занимались, и если хамон – известное в большинстве стран слово, то тамбовский окорок, который по своим вкусовым качествам, наверное, отличается, но при этом не хуже, – нет, потому что для его продвижения нужны совершенно иные усилия. То есть это не вопрос конкурентоспособности или цены, а вопрос другой организации самого экспорта. Готовы ли компании на такие колоссальные расходы, пока без явной перспективы продажи больших объемов? На данном этапе, наверное, еще рановато, мы не так финансово сильны, чтобы выходить на эти рынки. Хотя, конечно, попытки такие есть, и потихоньку это будет делаться, но, повторяю, в мире все-таки торговля мясом как сырьем в разы превышает торговлю готовой продукцией. Это видно и по российскому рынку: у нас очень невысокие в целом таможенные пошлины на готовую продукцию, но при этом доля иностранной мясной продукции составляет просто десятые доли процента от общего потребления.

 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: