Безопасность торговых центров: ответственность бизнеса и власти
Трагедия, случившаяся в Кемерове, конечно, заставила государство и общество очень внимательно отнестись к системе безопасности в торгово-развлекательных центрах. Я поддерживаю желание вице-губернатора Санкт-Петербурга ужесточить меры контроля за ТРЦ. Предложение по перемещению общепита и других торгово-развлекательных помещений на первый этаж я считаю оправданным. Более того, думаю, что нужно особое внимание уделить безопасности детей, и если речь идет о помещениях, предназначенных для них (кинотеатры, развлекательные зоны), конечно, их нужно особо тщательно охранять и оберегать, и, безусловно, они не должны быть на высоких этажах, как это было в «Зимней вишне». Безусловно, здесь можно и нужно рассматривать подобные инициативы.
Что касается перенесения торговых центров за черту города, то эта мера достаточно спорная, поскольку я не вижу здесь прямой связи с безопасностью. Если он подразумевает то, что меньшее количество посетителей будет в торговых центрах, то это тоже не факт: есть большое количество торговых центров, которые работают за пределами городской черты, и это не сокращает поток посетителей. Другое дело, что на мой взгляд, сейчас нужна очень жесткая проверка всех имеющихся торговых центров. Во-вторых, нужна широкая дискуссия, как общественная, так и экспертная, научная, по повышению мер безопасности в торгово-развлекательных центрах. В этой связи становится очевидным, что создание и перепрофилирование производственных мощностей, как это было в Кемерове (кондитерский комбинат), не предназначенных для посещения десятками тысяч посетителей в ТРЦ — это очень опасно.
Конечно, речь должна вестись о том, из каких материалов лучше строить подобные комплексы, нужно обсуждать, как работают проверяющие структуры, которые выдают разрешение на ввод в эксплуатацию. В случае с Кемерово они не сработали, и это тоже очень серьезный вопрос к органам государственной власти. В целом хочу подчеркнуть, что необходим чрезвычайно серьезный контроль за подобного рода местами скопления людей с точки зрения систем безопасности.
К сожалению, кампания, которая идет в последние годы под лозунгом «хватит кошмарить бизнес», дает не только позитивные результаты в отношение бизнес-сообщества, но имеет и обратную сторону, и эта обратная сторона – степень безопасности для потребителей. Поэтому я думаю, что в целях общественной безопасности надо бы идеологию данной кампании пересмотреть с точки зрения того, что не только интересы бизнеса должны быть защищены, но и интересы граждан, потребителей, которые ходят в эти торговые центры.