Без Минрегиона: запрос на федерализм и конституционную реформу
Министерство по региональному развитию могло стать отдельным институтом в исполнительной власти, который бы эффективно занимался проблемами федерализма. Могло, но не стало. Причина, по большому счету, в том же, почему и Совет Федерации выступает не столько законодательным оплотом федерализма, сколько местом, в котором собраны VIP-пенсионеры разных возрастов. В России, которая заявляет о себе как о многонациональном государстве, конструкция которого досталась в наследство СССР, нет стратегии федерализма.
Все, к чему сводится федерализм, исчерпывается тщательным подновлением образования под названием «РСФСР», которое, давно перестав быть советским и социалистическим, все еще остается верным ленинской национальной политике.
Фактически она состояла в том, чтобы передать государствообразующие функции от русского большинства национальным меньшинствам. Ленинский федерализм обеспечивал возникновение империи наоборот — окраины частично взяли на себя функции центра. Однако если в советские времена место государствообразующей нации взяла на себя Коммунистическая партия, то в постсоветской России это место осталось свободно. Минэкономразвития не могло, да и не хотело заполнить это место. Не было оно в состоянии и выработать основы новой национальной политики — с ельцинских времен федерализация тождественна превращению в «россиян».
Однако эта категория за все годы после распада Советского Союза так и осталась номинальной, целиком позаимствованной из статистических сводок. По сути, «россияне» — это просто синоним «бывших советских», но оказавшихся уже без советской власти и механизмов социального равенства. Минрегионразвития ничего не могло с этим поделать, ибо с самого начала должно было осуществлять не аккуратную пересборку отечественного федерализма, а методом финансовых вливаний латать дыры в обветшалых советских скрепах нынешней РФ.
Будущее регионального развития связано не с судьбой Минрегиона или какого-либо другого органа, занимающегося «делами Федерации», а в конституционной реформе, которая придала бы регионам одинаковый государственно-правовой статус. Без такой реформы любой аналогичный институт исполнительной власти будет "пятым колесом" в системе отечественного госуправления.