Автопроизводство в Саратове и Чечне потребует большого количества квалифицированных кадров
Власти Чечни планируют создать автомобильный кластер на базе завода «Чеченавто». Там собираются производить 16 тыс. автомобилей в год. А в городе Энгельсе Саратовской области наладят производство электромобилей. До конца 2023 года планируют выпустить до 2 тыс. машин специально для такси и каршеринга.
Автомобилестроение – весьма специфическая отрасль. Она требует, с одной стороны, наличия критической массы квалифицированных кадров. Например, когда автомобилестроение зарождалось в Калужской области, выяснилось, что критического количества инженерных специалистов в области не хватает, они мигрировали туда с других территорий. С другой стороны, автомобилестроение – отрасль, требующая значительных инвестиций в производство. Создать его с нуля – дело сложное. Гораздо лучше либо перенести уже существующие предприятия, либо реанимировать и перепрофилировать какое-то имеющееся предприятие сходного строения.
В Саратовской области, где традиционно были развиты разные отрасли машиностроения, формирование нового автомобильного производства теоретически возможно. Город Саратов с наличием соответствующих специалистов, которые могут быть привлечены к этому производству, дает такие возможности. А в Чечне и ранее существовал автомобильный завод, просто в нынешних условиях его можно задействовать или перепрофилировать.
Но гораздо серьезнее вопрос с приоритетами развития автомобилестроения. При резком падении спроса и при еще большем падении предложения в связи с уходом иностранных компаний и остановкой производства перспективы этой отрасли сейчас – дело достаточно сложное. Возможно, гораздо эффективнее искать новых инвесторов, которые реанимируют существующие профильные предприятия. Например, тот же «Автотор» в Калининградской области. Мы это видим на примере «Москвича», где тоже есть попытка реанимировать существующие цеха. Поэтому нужно как взвешивать на уровне всей страны, поскольку автомобилестроение – один из флагманов промышленности, делающий значимый вклад в экономику государства, так и, с другой стороны, поднимать какие-то конкретные предприятия, которые могут быть развиты.
Ситуация со специфичным производством электромобилей вызывает вопросы не только в нашей стране, но и в мировой экономике в целом. Какой в итоге будет локализация производства электромобилей, предсказать сложно. Будет развиваться сборка электромобилей либо уже на существующих предприятиях, либо на базе других производств и секторов. Я еще в прошлом году слышал о перспективах электромобилей в Калининградской области и о возможности расширения производств на «Автоторе». Это другой сценарий, но он тоже имеет место.