«Атеисты России»: ход сделан, запроса нет
«Коммунисты России» постепенно пытаются из откровенного спойлера КПРФ превратиться в партию, имеющую собственную повестку и политическое лицо. Они намерены использовать предстоящие думские выборы для перехода в новое качество. Частью партийной стратегии стало создание движения «Атеисты России» и апелляция к тем избирателям, которые не относят себя ни к одной из религий.
Такое решение позволяет зафиксировать за «Коммунистами России» нишу конкурента КПРФ на левом фланге, поскольку главная коммунистическая партия страны, напротив, еще с 1990-х годов апеллирует к традиционным национально-религиозным ценностям. Такая апелляция типична и для лидера КПРФ Геннадия Зюганова, следующего выработанной в оппозиционном движении 1990-х годах логике синтеза традиционных начал советского и дореволюционного периода. Со своей стороны «Коммунисты России», выступая в роли оппонентов КПРФ, могут указывать на атеистический характер коммунистической доктрины и тем самым заявлять себя в качестве более последовательной с идеологической точки зрения политической силы. В этом, строго говоря, тоже нет ничего нового, поскольку компартия всегда критиковали «слева» более ортодоксальные коммунистические партии, такие как РКРП.
Учитывая, что активность «Коммунистов России» выгодна «Единой России», поскольку позволяет оттягивать голоса у КПРФ, вряд ли эта партия будет подвергаться какому-то давлению за свой демонстративный атеизм. Либо это давление может принять показной характер, косвенно способствуя росту общественного интереса к партии Максима Сурайкина, но это опять же относится к области политических технологий.
В то же время общественного запроса на «атеистическую» политическую силу в России все-таки не существует. Партия Максима Сурайкина сделала по-своему логичный ход, симметричный усилиям властей по защите прав верующих. Но из этого никак не следует, что все атеисты страны будут голосовать за эту партию, поскольку они не являются хоть как-то обозначенной в общественном пространстве группой, имеющей свои определенные интересы. Очевидно, что для серьезного продвижения «атеистической повестки» нужна столь же серьезная аргументация, а также ясно обозначенное противостояние в обществе между клерикальными силами и сторонниками секуляризации. Ничего подобного в России не прослеживается, несмотря на попытки клерикализации и насаждения традиционализма, которые тоже не получают широкой общественной поддержки. Поэтому «Коммунисты России» не смогут таким путем завоевать массовый электорат.