Акции протеста 26 марта: четыре вызова для региональной политики
Региональная составляющая акций протеста 26 марта оказалась одной из самых интересных для анализа. Обращает на себя внимание сам факт того, что акции охватили десятки российских городов, приобретая местами радикальный характер и завершаясь столкновениями с полицией. Такого, пожалуй, в российских регионах не видели давно, а КПРФ, при всей регулярности своих попыток организовать тот или иной протест, такого не добивалась с 1990-х гг.
Из случившегося можно сделать несколько выводов. Во-первых, крупные и средние города остаются центром протестной активности, потенциал которой не следует недооценивать. При этом, несмотря на различные усилия (такие как благоустройство городов), власти отнюдь не сняли проблему городского протеста, а во многом ее усугубили своей политикой в сфере ЖКХ. Во-вторых, антикоррупционная повестка, которую в последние месяцы упустили власти, является удобным триггером для запуска протестного движения, поскольку каждый участник акции придает ей свое содержание, привносит в нее свое раздражение и фрустрации, связанные с особенностями жизни в каждом конкретном городе.
В этой связи наличие острых и политизированных локальных проблем непосредственно в городе приводит к росту числа участников протестных акций, а тема коррупции уходит на второй план, становится фоновой. В частности, вполне возможным мотивом для включения в протестную волну для граждан становятся проблемы ЖКХ, а они распространены очень широко (примером стали акции в Новосибирске, да и во многих других городах, особенно Сибири и Дальнего Востока). Или же конъюнктурные события, раскалывающие общество, как борьба против передачи Исаакиевского собора РПЦ в Санкт-Петербурге.
В-третьих, вполне действенным ресурсом мобилизации остаются социальные сети, и их «невидимая рука» способна собрать людей на весьма крупные акции. Попытки ввести ограничения в этой связи вряд ли будут иметь позитивные результаты, а также могут вызвать свой протест. В-четвертых, лояльность подрастающего поколения, которое оказалось самым восприимчивым к акции, может стать своей серьезной проблемой для властей. Очевидно, что существуют проблемы с политической социализацией подростков, и они создают потенциал для развития протестного движения на всю обозримую перспективу. Городская молодежь явно не находит выхода для своей социальной энергии, и как раз эта проблема обострена в провинции.
Нельзя сказать, что прошедшие акции что-то серьезно изменили в стране, привели к резкому росту протестной активности или же, например, сделали Навального мощным политическим лидером. Скорее, они обозначили ряд важных тенденций, суть которых можно свести к тому, что сконструировать протестное движение с развитой региональной сетью в стране можно, что социальная база для этого есть, и что умелая и, в общем-то, несложная работа с целевой аудиторией, по примеру Навального, может дать свои плоды. Вряд ли это означает необходимость срочной «борьбы» с этими тенденциями в стиле жесткого контроля и подавления. Налицо глубокие социальные проблемы, питающие и городской, и подростковый протест, и именно они нуждаются в решении. Причем особого внимания начинают требовать неблагополучные и проблемные региональные столицы.