Агломерации выгодны Минфину и стройкомпаниям, а насчет развития самих регионов сомневаюсь
Идея создания агломераций кажется мне не очень перспективной. Это, конечно, поможет экономить бюджет и не тратить его на строительство дорог на остальной территории страны. Но к чему это приведет в конечном счете? Главная идея агломераций – в том, что они будут локомотивом развития остальных территорий. По этому поводу у меня есть очень большие сомнения. Скорее всего, агломерации станут такими закрытыми территориями, которые будут заниматься сами собой. Это как раз то, что было в романе Войновича, когда Москва отделилась от всего остального СССР и там была отдельная страна.
Это очень большая проблема, потому что ничьих территорий не бывает. Если мы перестанем заниматься своими провинциями, а сосредоточимся только на уже развитых крупных городах и их «предполье», то мы, конечно, сильно сэкономим бюджет, поскольку и дороги там есть, и социальная инфраструктура – ничего делать особо не надо. При этом остальные территории мы просто не сможем экономически удержать – там все равно живут люди, и они все равно как-то будут жить. Если ими не будем заниматься мы, ими будут заниматься, китайцы, например.
Идея агломерации, безусловно, выгодна Министерству финансов, которое в огромных объемах сэкономит бюджет: стремление ведомства к этой выгоде вполне понятно и логично. У министерства задача такая – экономить деньги. Но в общей картине должны учитываться не только цели и задачи Минфина. Другие министерства должны сказать, что нужно тратить деньги, чтобы страна не заросла бурьяном. А мы делаем агломерацию вдоль большой железной дороги Москва – Казань – Санкт-Петербург и страшно счастливы.
У крупных строительных компаний в этой связи могут быть как свои плюсы, так и свои минусы. Преимущество в четко определенном фронте работ, при этом абсолютно понятно, что фронт работ на всей остальной территории страны потенциально больше. Другой вопрос, что там нет денежно обоснованного спроса. Но там, где его нет, никто и не строит. Агломерации будут полезны конкретным компаниям, которые имеют связи с руководством агломерации, и вредны тем, кто этих связей не имеет. По сути, это не очень сильно изменит конфигурацию. Все равно будут строить дороги и дома там, где есть спрос, а спрос будет в крупных городах. У нас сегодня наблюдается «затоварка» по строительству в нескольких регионах, даже в крупных городах никто квартир не покупает.