Адаптация региональных экономик к новым условиям может занять от шести до 12 месяцев
Снижение занятости – ожидаемое последствие действия санкций и резкого ограничения деловой активности и внешней торговли. Болезненные процессы уменьшения количества рабочих мест будут отмечены не только в перерабатывающей промышленности, но и в экспортно ориентированных отраслях.
Таким образом, безработица рискует превратиться из фрикционной в структурную. Наиболее пострадают региональные экономики, отличающиеся низкой диверсификацией бизнеса, и моногорода, где жизнь 80% населения зависит от работы одного или нескольких предприятий.
Более устойчивыми окажутся диверсифицированные промышленные центры. Среди регионов Приволжского и Уральского федеральных округов больше шансов сохранить устойчивость у Татарстана. Очевидно, что ввиду высокой диверсификации отраслевая структура там достаточно широкая, а значит, сокращение выпуска продукции на одном производстве будет компенсироваться его повышением на других.
Относительно устойчивыми могут стать аграрные и пищевые кластеры ввиду быстрой переориентации на внутреннего потребителя. Они могут оказаться бенефициарами всех санкционных ограничений. С этой точки зрения Поволжье и Урал в новых условиях, вероятно, будут чувствовать себя более спокойно. За счет аграрной отрасли можно будет частично буферизовать безработицу на альтернативных производствах. Аналогично, скорее всего, будет выглядеть ситуация на юге России и на Кавказе.
Кстати, бенефициаром теоретически может оказаться и легкая промышленность, хотя с ней не все так просто. Чтобы добиться того качества продукции, к которому привык российский потребитель, может потребоваться долгая настройка. Это может занять годы.
В целом адаптация региональных экономик к новым условиям может занять от шести до 12 месяцев. Этот непростой период будет проще пройти в случае точечного создания производств, направленных на удовлетворение потребностей государственного заказа. Иными словами, вполне очевидна необходимость перманентного внедрения отдельных элементов плановой экономики и директивных инструментов, причем в точечном режиме – с учетом региональных особенностей. Мы долгое время уходили от ГОСТов, но сейчас, вероятно, придется их возвращать и добиваться оптимизации пищевых наименований. Для этого, вероятно, потребуются нетипичные для нашей системы инструменты, прежде всего отраслевые министерства. Возможно, это будет сделано с использованием средств региональных фондов промышленности, они могли бы заниматься ручной настройкой производства и занятости. Нечто подобное, например, было предпринято правительством Примакова – Маслюкова. Когда в 1998 году был объявлен дефолт, новому правительству удалось за полгода нормализовать ситуацию именно благодаря тому, что во многих случаях оно как раз действовало методом точечной ручной настройки.
Есть вероятность, что вернется еще один инструмент 1990-х – бартер. Принцип «вы нам гайки – мы вам зерно» может оказаться не таким уж плохим решением. Доля теневой экономики, по разным оценкам, достигает 40% белой экономики. Как ни странно, но серый сектор в этой ситуации может подставить плечо, например, в качестве альтернативного рынка труда для безработных. Санкции как раз наименьшем образом затрагивают теневой сектор экономики.