Возрождать завод «Москвич» поручили Пронину – блестящему менеджеру
Столичный автозавод «Москвич» начнет работу в декабре. Об этом заявил мэр Москвы Сергей Собянин. Заводом занимается Дмитрий Пронин, который раньше был заместителем начальника московского Департамента транспорта. Очень профессиональный человек, который до прихода в чиновничество всю жизнь занимался производством и торговлей автомобилями, специалист в этой области, блестящий менеджер, глубоко знающий автомобильную индустрию. Ему поручили после ухода зарубежных инвесторов, партнеров реанимировать производство. Это огромной сложности задача. И если у него получится – я поаплодирую. Желаю ему самых больших успехов!
Что касается электромобилей – это очень модная тема, пришедшая к нам, как и любая мода, из Европы. Сегодня электрокары в стране занимают всего 0,5% в общей массе автомобилей. Совсем мало. Но тема модная, активно ею занимаются. Чтобы электромобили стали массовыми, требуются гигантские инвестиции, специальная заправочная инфраструктура и так далее. Эту задачу решает Илон Маск, европейская автопромышленность, ну и мы будем решать. Какая будет наша доля в этом процессе – хоть какая-то будет, и то слава богу.
Преимущества электромобилей – экологические. Но они проявляются при двух непременных условиях. Во-первых, необходима чистая генерация, когда электричество вырабатывается за счет газовой генерации или возобновляемых источников энергии. Чистая генерация есть в Москве. А Красноярске, например, газовая генерация на низкокалорийных углях, там смог стоит над всем городом. В этих условиях нельзя говорить об электротранспорте, потому что там электричество грязное. Поэтому многое зависит от условий в конкретном городе или регионе.
Во-вторых, необходима утилизация твердых коммунальных отходов. У нас некоторые батарейки выбрасывают с пищевыми отходами, хотя воспитанный человек этого старается не делать, конечно, а относит куда-то в специальные места сбора. А в электромобилях такая ионно-литиевая бандура! Размером с канистру, даже больше. А у нас раздельный мусор в стране и высокотехнологичнсая переработка – нерешенная задача. В этих условиях появление электромобилей у меня вызывает большую тревогу. И не только у меня. Вот в Москве есть около 1 тыс. электробусов. Но все они эксплуатируются в автобусных парках, где утилизация всего на света налажена еще со времен царя Гороха. Там проблем нет. Но когда будет 1 млн электромобилей в городе, вопрос сбора и переработки будет очень сложным. Вот эти два условия в России пока не решены.
Но есть еще одна проблема. У нас дороги ремонтируются и строятся за счет дорожных фондов. А основной источник для дорожных фондов – это налоги, заложенные в цену бензина или любого другого топлива. Электромобиль в этом случае становится халявщиком в пользовании дорог. Если мы хотим массовые электромобили, нам нужно менять модель формирования дорожных фондов. Она в мире существует. Она очень простая: вместо бензинового налога надо ввести прямой налог на пробег. Каждый километр умножится на тариф в зависимости от того, где и на чем вы ездили. Готовы мы на это пойти? А сегодня если в регионе появятся массово электромобили, денег в дорожном фонде не будет. Нельзя слепо следовать мировым трендам. Как говорится, чтобы сделать маникюр, нужно сначала помыть руки. Вот руки мы пока не помыли.
Электротранспорт мы уже давно производим. Например, электробусы произведены на КамАЗе. Мы делаем, но пока очень маленькими партиями. А вообще электромобиль сделать гораздо проще, чем автомобиль с двигателем внутреннего сгорания: там меньше сложных агрегатов. Но вопрос сейчас в целесообразности.