50 тысяч уволенных: почему пропадает необходимость в людях и рабочих местах
Более 50 тысяч человек могут лишиться работы до конца сентября. Наибольший риск оказаться без работы у сотрудников, занятых в обрабатывающей промышленности и сфере образования, и у госслужащих. Такие данные представил Росстат, пишет издание «Известия».
Данные Росстата о планируемых сокращениях работников основаны на отчетности предприятий, которые должны заблаговременно уведомлять о сокращениях или ликвидации компании. С одной стороны, 51,6 тысячи человек – это всего 0,1 % от числа работающих в стране, которых 71,7 млн. А всего в стране 75,1 млн человек трудоспособного возраста. Безработица в России менее 4,5 %, и это ниже, чем во многих странах мира. Правда, у нас есть и скрытая безработица, когда фактически занятость отсутствует, а формальные отношения с работодателем сохраняются. Масштабы ее оценить трудно, но она выше на окраинах страны и в южных регионах.
С другой стороны, нужно обратить внимание на то, организации каких видов деятельности сокращают больше работников, нет ли в этом тревожных симптомов. Наиболее значительная часть – в обрабатывающей промышленности. На втором месте – госсектор, на третьем – образование. Сокращение в обрабатывающем секторе не случайно: реальные доходы россиян в большинстве регионов после 2014 года не демонстрируют устойчивого роста, и в таких условиях ниже платежеспособный спрос на продукцию предприятий. «Бюджетные» же рабочие места будут сокращаться и дальше (по этому поводу есть вводные Минфина России о запуске с 2020 года новой реформы в сфере госуправления).
В целом на долгосрочном горизонте многие рабочие места в целых секторах экономики будут выбывать по объективным причинам. Причиной тому автоматизация, новые технологии и модели управления бизнесом, развитие онлайн-торговли. Поэтому впоследствии, возможно, уже на горизонте середины 2020-х годов, на федеральном и региональном уровнях могут быть подняты вопросы о разработке более масштабных, чем сейчас, программах переквалификации граждан, задумываться о которых государству нужно будет заблаговременно. Нужно продолжать и оказание поддержки федерального уровня региональной промышленной политики, включая небольшие проекты (о крупных позаботятся национальные институты развития и крупнейшие банки).
Наконец, хотя мы уже достаточно далеко отходим от темы безработицы, нужно сказать о местных бюджетах (городов, муниципальных районов): если увеличить закрепляемый за ними норматив отчислений по НДФЛ и УСН, то их мотивация помогать малому бизнесу расти, а не разоряться и не ликвидировать рабочие места, будет выше. Наверное, в долгосрочной перспективе будет оправдан и вопрос снижения в масштабах всей страны ряда налогов, сдерживающих развитие бизнеса, но это зависит не только от желания, но и от тенденций в мировой экономике.