2025 год не обещает быть спокойным для регионов в части исполнения бюджетов
Уже не первый год обсуждается, что регионам будет непросто выполнить свои расходные обязательства и что доходы региональных и местных бюджетов обвалятся. Однако пока этого не происходит. В 2024 году исполнение консолидированных бюджетов субъектов Федерации было также в целом успешным: 24,6 трлн. по доходам и 24,9 трлн. рублей по расходам. Перевыполнение по доходам составило 16,5%. В то же время рост расходов удалось сдержать — по отношению к запланированному всего 7,4%.
В конце 2023 года с дефицитом были приняты бюджеты 82 регионов, а в итоге исполнение с минусом было только у 49. Это удалось в том числе и потому, что одним из секретов финансового планирования в России является исходное занижение планируемых доходов, поскольку в случае негативного развития ситуации пойти на пересмотр бюджета в сторону его снижения было бы непросто.
Если же говорить о реальной динамике доходов и расходов региональных бюджетов в 2024 году, то это чуть более 10% по обоим показателям, то есть фактически на уровне, близком к официальной инфляции. Рост доходов во многом обеспечился гонкой зарплат: поступления по налогу на доходы физических лиц выросли более чем на четверть, точнее на 26%, до 8,0 трлн. рублей. В то же время поступления налога на прибыль организаций сократились на 4% до 5,8 трлн рублей. Безвозмездные поступления, основную часть которых составляют межбюджетные трансферты из федерального бюджета, также сократились – на 8% до 4,0 трлн рублей.
В расходах выросла оплата труда бюджетников – на 13,5% до 7,1 трлн, в то время как бюджетные инвестиции ушли в минус более чем на 5% до 2,8 трлн рублей. Сравнивая рост поступлений по НДФЛ и рост зарплат региональных бюджетников и игнорируя мелкие условности, можно констатировать, что у отдельных работников зарплаты буквально взлетели в 2024 году, поскольку среднее значимо выше, чем у учителей, врачей, работников культуры и региональных чиновников.
В целом сложился относительно небольшой суммарный дефицит региональных бюджетов – менее 300 млрд. рублей, но при этом дефицит дефицитных регионов составил более 638 млрд. рублей, а почти половина регионов закончила 2024 год с профицитом. Поэтому в анализе нельзя останавливаться на обзоре общих параметров, касающихся всех субъектов Российской Федерации. Достаточно сказать, что в региональных бюджетах город Москва традиционно занимает более одной пятой любых общих параметров, а в 2024 году доходы столичного бюджета испытывали опережающий рост.
Государственный долг регионов в прошлом году сократился (с 3,2 трлн. до 3,1 трлн. рублей), а его структура очевидно улучшилась: нагрузка по рыночному долгу составила всего 3,5%, что является историческим минимумом. Нужно также учитывать, что у субъектов Федерации образуются остатки на счетах, которые они могут использовать в качестве одного из источников финансирования дефицита, и непубликуемый объем часто остается вне разумного учета.
2025 год также не обещает быть спокойным для регионов в части исполнения бюджетов. В числе рисков можно выделить замедление темпов экономического роста, завершение активной фазы бюджетного импульса со стороны Федерации, неблагоприятные макроэкономические условия в виде высоких темпов инфляции и ключевой ставки, а также малопрогнозируемые косвенные последствия совершенствования налогового законодательства: изменения шкалы налогообложения по НДФЛ и ставок по налогу на прибыль приведут к росту доходов бюджетной системы Российской Федерации, но доходы региональных бюджетов при прочих равных условиях могут даже уменьшиться. В условиях отсутствия в регионах возможностей бюджетного маневра надеяться на межбюджетные трансферты из федерального бюджета также придется осторожно, поскольку в законе заложено сокращение их объема. Ожидаемые эффекты от списания у регионов части бюджетных кредитов также пока представляются завышенными.