2015: постоянные факторы региональной политики
Уходящий год для регионов можно по праву определить как знаковый: набор факторов, определивших суть происходившего в российской глубинке, впечатляет. Большая их часть продолжит действовать и в 2015 году. В 2014-м пришла масштабная избирательная кампания: и выборы губернаторов в 30 субъектах РФ, и выборы в региональные парламенты, и выборы мэров областных столиц. Можно по праву сказать, что кроме местной повестки дня сквозной темой избирательных кампаний была крымская история и мощнейшая "украинская" информационная волна.
Так или иначе, абсолютное большинство кандидатов не могли обойти украинскую тему и обозначали свою позицию. Причем увязывание избирательный кампаний с Украиной началось задолго до их активной фазы, еще на этапе получения губернаторами статуса врио. Показателен в этом отношении вояж кировского губернатора Никиты Белых, который один из первых посетил Крым и подписал с Сергеем Аксеновым соглашение о сотрудничестве, чем вызвал возмущенные комментарии своих бывших коллег по оппозиции.
Другая особенность прошедших выборов – то, что часть кандидатов предпочла самовыдвижение, а не кандидатство от «Единой России». Таких немного среди претендентов на губернаторские кресла, но достаточно на выборах в региональные парламенты и в мэры. Показателен пример выборов в Мосгордуму, на которых самовыдвиженцев было около половины от общего числа кандидатов.
Но все же более важные — это не названные выше факторы, лежащие на поверхности, а менее заметные, но более "укорененные".
Наша провинция пустеет. По данным Росстата, из 154 тысяч населенных пунктов, имеющихся в стране, в 13% нет ни одного жителя, а в четверти (24,3%) проживает менее 10 человек. О чем это говорит? В первую очередь о том, что сельская Россия находится в глубоком кризисе — без видимых признаков выздоровления. Занятость сельчан более-менее заметна на Алтае, на российском юге (Ставрополье, Кубань, Волгоградская и Ростовская области), что же до центральных областей, то здесь картина удручающая. На селе работы нет, и сельчане вынуждены работать либо на строительстве и в охранном бизнесе в крупных городах, либо «шабашить» у дачников. Это вымывание трудовых ресурсов из агропрома, идущее, конечно же, не первый год, но усилившееся в истекающем году, существенно ограничивает возможности импортозамещения сельхозпродукции. В частных разговорах провинциалы-охранники говорят, что не вернутся к полевым работам, даже если такая возможность появится.
В прошлом году вырос дефицит бюджетов субъектов Федерации. Общая цифра составила почти 650 млрд рублей, что выше в два раза, чем в 2012 году. Это вынуждает губернаторов влезать в долги. На начало второго квартала суммарный долг приблизился к 2 трлн рублей. Ряд регионов близки к дефолту (Мордовия и Чукотка), а другие к нему приближаются. Это в основном субъекты центральной России (Саратовская, Смоленская, Костромская и Пензенская области) и Северная Осетия.
Только начавшийся кризис уже привел к снижению предпринимательской активности, соответственно, меньше собираемость налогов и трансферты федерального центра. Необходимость исполнять социальные обязательства вынуждает глав регионов брать кредиты в банках. Но как отдавать? Финансовый кризис конца года ставит крест на перспективе выхода регионов из долговой ямы.
Еще один фактор-2014, который будет играть роль в предстоящем году, — реформа местного самоуправления. Согласно ее логике «низовые» депутаты выбирают «вышестоящих», которые определяются с мэром, а затем глава региона будет предлагать им назначить сити-менеджера, который обладает всеми атрибутами исполнительной власти на уровне города. Кому от этого легче?
Ответ один – губернатору. Он избавляется от любых конфликтов с городскими властями и полностью контролирует областной центр. Эта реформа обусловлена в том числе победами оппозиции на выборах мэров Новосибирска, Екатеринбурга и Петрозаводска. Обратная сторона повсеместного внедрения реформы МСУ — размывание ответственности: как говорил классик, коллективная ответственность (а именно это и имеет место) порождает коллективную безответственность. Реформа создает и угрозу "диалога через площадь".
Еще одна проблема-2014 – инвестиции. Без учета четвертого квартала их снижение произошло в трети регионов. К экономическим факторам, унаследованных от 2013 года, в этом году добавились политические (санкции и антисанкции — прежде всего). Можно ли проводить импортозамещение в условиях падения инвестиционной привлекательности? Не уверен. По крайне мере, пока говорить о смягчении инвестиционного климата преждевременно.
В 2015 год российские регионы входят с серьезным набором негативных факторов, которые могут осложнить спокойную социально-экономическую ситуацию. Можно предположить, что региональный пейзаж в следующем году станет еще более пестрым. Больше пострадают импортозависимые регионы, такие как Москва, Петербург и моногорода, ориентированные на ВПК. Меньше — экспортоориентированные ХМАО, ЯНАО, Ненецкий АО, Красноярский край, Хакасия.
В 2015 году должны состояться выборы губернаторов в 11 субъектах Федерации. Представляется, что их число может возрасти — по причине банальной, о которых говорит большинство экспертов (разгрузка думских выборов). Утверждать, что в непростых условиях 2015 года к власти хотя бы в одном регионе может прийти губернатор от оппозиции, было бы опрометчивым. Причина — не в народной любви к власти, а в качестве оппозиции, часть которой идет в фарватере власти (системная). Несистемная оппозиция демонстрирует неспособность к выработке целостной альтернативной программы, которая могла бы стать привлекательной для электората. К тому же организационная состоятельность несистемщиков оставляет желать лучшего.
Таким образом, сохранение инерционного характера процессов, которые проходят в наших регионах, представляется наиболее вероятным.