В Ульяновской области коммунисты предлагают вернуть прямые выборы мэров в трех городских округах, включая столицу. Законопроект уже внесен в региональный парламент.

Я считаю, что с идеей вернуть прямые выборы мэра Ульяновска коммунисты опоздали лет на восемь. Да, до 2010 года глава города Ульяновска избирался прямым голосованием, это соответствовало общероссийскому тренду того времени. Сегодня ситуация обратная – легче перечислить оставшиеся региональные столицы, где сохранились прямые выборы мэров.

Трендом является отход от такого формата в пользу избрания главы города депутатами представительного органа по результатам соответствующего кадрового конкурса. Я считаю, что эта модель более удачна в настоящий момент. Во-первых, она более эффективная. Комиссия формируется (во всяком случае в Ульяновской области) 50 на 50: половину составляют депутаты представительного органа, а половину – администрация губернатора. В этой части комиссия действительно может отобрать и вывести в следующий тур наиболее профессионально подготовленных и с подходящими личностными качествами кандидатов. Во-вторых, жизнь в России меняется, нужно иметь в виду, что сегодняшняя история развивается в условиях, когда вступил в действие закон о публичной власти, который увязывает в более плотную систему взаимодействия региональный и муниципальный уровень.

В-третьих, бюджет Ульяновска на следующий год составляет около 20 млрд рублей, из них собственными доходами муниципалитета являются 7 млрд рублей, остальные 13 млрд рублей – это трансферты, дотации, субсидии от федерального и регионального бюджета. В таком случае возникает вопрос, чьими средствами должно распоряжаться высшее должностное лицо муниципалитета. Понятно, что в данном случае это говорит нам о необходимости более плотной связки руководителя региональной столицы и руководителя субъекта.

После 2010 года, когда было изменено законодательство о порядке наделения полномочиями высшего должностного лица города, кадровый конкурс проводился не единожды. Представители Ульяновского областного отделения КПРФ в качестве кандидатов – лиц, желающих стать главой города, – замечены не были. То есть даже те возможности, которые были в таком варианте, КПРФ не использовала.

Резюмируя, можно сказать, что подобная активизация связана с тем, что следующий год – это последний год работы Заксобрания в нынешнем созыве. Ульяновская область вступает в эпоху больших региональных выборов. Есть основания считать, что подобное заявление КПРФ можно расценивать как элемент предвыборной стратегии. Партия использует это, чтобы еще раз актуализировать свое участие в неких политических движениях на территории региона, в политической повестке. Популизмом я бы это не стал характеризовать, но, безусловно, это элемент политического позиционирования в канун важного электорального года.

К тому же мы проводили опрос некоторое время назад, по результатам большинство жителей Ульяновска не выступают за прямые выборы мэра. Они считают, что главное, чтобы был эффективный управленец, не придавая значения порядку наделения его полномочиями. У нас стал удивительно грамотный избиратель. Один из аспектов этой грамотности: люди умеют считать деньги и понимают, что проведение отдельной избирательной кампании по выборам мэра – это еще и дополнительные расходы из местного бюджета в условиях, когда денег подчас не хватает на самое необходимое. Когда последний раз выбирали мэра прямым способом в 2010 году, он не проработал и двух лет. И что это принципиально поменяло, кроме дополнительных расходов городской казны на организацию и проведение полноценной избирательной кампании?

Данный вопрос о возвращении прямых выборов мэров уже рассматривался, поскольку коммунисты попытались поставить его в повестку дня очередного заседания Заксобрания. Их проект постановления набрал 14 голосов из 36, соответственно, его не приняли к рассмотрению на заседании. То есть он уже рассматривался, но результат отрицательный.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: