Выгодно всем: Москва использует опыт офсетных сделок для создания производства аккумуляторов
Инициативе по созданию производства аккумуляторов для электротранспорта в Москве за счет привлечения инвесторов можно дать умеренно положительную оценку. Программа электромобилизации общественного транспорта длится не один год и уже дала какие-то результаты. Но сейчас как раз возникла проблема с дефицитом аккумуляторов, поэтому в какой-то мере это является импортозамещением.
Что касается самой планируемой схемы, то это так называемая офсетная сделка. Москва была пионером в такого рода сделках: еще два-три года назад были сделаны первые шаги в этом направлении, так что какой-то опыт уже наработан. Это такой размен интересов: инвестор гарантированно вкладывает средства, а правительство Москвы гарантированно покупает – это выгодно и тем и другим. Отчасти это решает проблему импортозамещения.
Что касается аккумуляторов для остальных изделий (помимо общественного транспорта), то тут нужно подождать с оценками. Во-первых, должна быть создана сеть так называемых электрозаправок (для зарядки или замены аккумуляторов). Этого пока нет, поэтому говорить о широком распространении сложно. Во-вторых, все-таки к электротранспорту в целом неоднозначное отношение. Да, наверное, это перспективно и решает определенные экологические проблемы, но надо не забывать при этом, откуда берется электроэнергия.
Конечно, в условиях сокращения экспорта у нас есть возможность увеличивать производство электроэнергии, но надо понять, насколько это все оправданно. Тут надо вспомнить Дмитрия Менделеева, который говорил, что топить дома нефтью – это все равно что жечь ассигнации. То есть могут быть и более эффективные возможности с точки зрения нефтегазохимии: прорывы в химическом комплексе, а оттуда уже и фармацевтика, и новые материалы. Возникают вопросы, хватит ли на все эти программы электроэнергии, не будем ли мы развивать электрический транспорт в ущерб чему-то другому. Думаю, ответы будут найдены уже в течение ближайших лет.
Сейчас важно начать реализовывать эту программу, чтобы посмотреть, какие возникают сложности, препятствия, потому что без обретения такого опыта можно без конца рассуждать, насколько это эффективно и не столкнемся ли мы с проблемами. Так давайте сначала столкнемся, а дальше будем находить способы. Думаю, это правильное решение, а с точки зрения стимулирования частных инвестиций – разумное и уже себя оправдавшее.
Таким образом, думаю, производство будет ориентировано в основном именно на городской транспорт. Я сторонник того, чтобы такая программа была реализована, тем более положительный опыт офсетных сделок в других сферах в Москве уже есть.