Непривлекательная должность: почему продолжается тренд на отставки мэров
В отставке мэра Махачкалы Салмана Дадаева местной специфики максимум 50%, а может, и меньше. А еще 50%, а может, и больше, – это общероссийская составляющая, которая касается мэрского корпуса. За последние семь-восемь лет – начиная с первых арестов губернаторов – существенно снизилась привлекательность губернаторской должности, зачастую даже перестановки на губернаторских постах не происходят не потому, что довольны главой, а потому, что не могут найти адекватной замены. За это же время (а точнее, за последние 10–12 лет) привлекательность мэрских постов, постов руководителей муниципальных органов власти, в том числе руководителей столиц субъектов Федерации, упала еще больше. Если баланс полномочий и финансовых возможностей у губернаторов снизился на условное количество единиц, то такой же баланс контроля над финансами и ответственности у мэров снизился в три – пять раз больше.
Поэтому последние несколько лет адекватные управленцы пытаются уходить с мэрских постов (не во всех случаях, но в значительном количестве), если они понимают, что могут уйти по-хорошему, без автоматического заведения уголовного дела, и если могут найти адекватную должность. В случае с мэром Махачкалы такая должность есть: он возвращается в структуру московской власти, судя по информации, которая появляется, даже на повышение – не в управу, а в префектуру. В столичной системе власти положение чиновников гораздо более комфортное, чем в других субъектах. Таким образом, вполне возможно, что Дадаев уходит отчасти «от», но во многом «куда».
То, что тренд на отставки мэров не уникален, подтверждает тот факт, что в этот же день в отставку ушел и мэр Ульяновска – и тоже на запасной аэродром, который выглядит более надежным (должность в сфере ОПК). Поэтому факт отставки мэра Махачкалы нужно рассматривать под другими гранями – для него этот уход скорее не в минус, а в плюс.
Кто будет сменщиком Дадаева на посту мэра и удастся ли главе республики Сергею Меликову пролоббировать свою кандидатуру, вопрос открытый. В зависимости от того, удастся или нет, под вопросом остается и конфигурация взаимоотношений нового мэра, с одной стороны, с главой республики, с другой стороны, с местными элитами.
Одно точно можно сказать: Меликову, как и предыдущим эмиссарам из федерального центра Владимиру Васильеву и Рамазану Абдулатипову, не удалось принципиально изменить структуру отношений и структуру управления в республике, то есть коренной перестройки не произошло. Все эти три главы субъекта – каждый в своем стиле – замахивались очень хорошо, а результаты оказались скромными.