Из-за скопления контейнерных грузов в портах Дальнего Востока Минтранс РФ предложил увеличить число контейнерных поездов в этом направлении за счет сокращения вывоза угля. В проигрыше останется Кемеровская область: губернатор Сергей Цивилев уже жаловался премьеру Михаилу Мишустину, что в регионе простаивает 800 тыс. тонн угля, которые должны были пойти на экспорт. Эксперты между тем говорят о необходимости более интенсивных мер по диверсификации экономки Кузбасса. Подробности – в сюжете РК.
Решение Минтранса
Чтобы освободить порты Дальнего Востока от скопления грузов, Минтранс РФ предложил увеличить количество контейнерных поездов до трех пар в сутки в восточном направлении. Однако при этом снизится перевозка других товаров, в частности угля.
«Ожидаемый выпадающий объем отгрузок энергетического угля составит порядка 800 тыс. тонн до конца года, или 1,4% годового объема, которые мы планируем довезти (то есть добрать) в следующем году до 15 апреля», – заявил глава Минтранса Виталий Савельев на совещании у президента РФ Владимира Путина.
Вице-премьер РФ Андрей Белоусов отметил, что данная мера в первую очередь затронет Кузбасс.
«Но с учетом того, что мы за третий-четвертый кварталы вывозим 26 млн тонн у них, 800 тыс. [тонн] – это небольшая часть, тем более мы потом все равно довывезем», – сказал Белоусов.
Отметим, что двумя неделями ранее глава Кемеровской области Сергей Цивилев в письме премьеру Михаилу Мишустину жаловался, что в регионе простаивает 12 тыс. вагонов, в которых находится более 800 тыс. тонн угля на экспорт.
Из них 500 вагонов стоят еще с сентября. Весь этот объем грузов уже принят к перевозке в восточном направлении РЖД, но «физически не отправлен со станций погрузки Кузбасса», говорилось в документе, который цитировал РБК.
Цивилев указывал на то, что с наступлением зимы длительный простой повлечет за собой смерзание грузов. При этом 80% простаивающих поездов находятся на подъездных путях угледобывающих компаний. Поскольку пути оказались фактически заблокированы, грузоотправители не могут принять порожние вагоны и отгрузить экспортный уголь и в западном направлении, предупреждал губернатор.
Это не первая претензия кемеровского губернатора в адрес РЖД. В сентябре глава Кузбасса предложил забрать у монополии полномочия по строительству Восточного полигона и передать их Минстрою РФ. Губернатор подчеркивал, что сроки строительства Восточного полигона постоянно срываются. Это, по его словам, бьет по экономике Кузбасса гораздо сильнее, чем введенное западными странами эмбарго на российский уголь.
Ускорить диверсификацию
Очевидно, что попытки главы Кемеровской области продавить интересы угольщиков в вопросе транспортировки грузов пока остаются тщетными.
Планируемое снижение отгрузки угля негативно повлияет на экономику региона, считает председатель союза журналистов Кузбасса Валерий Качин:
«Уменьшится добыча и снизится налогооблагаемая база. Уменьшится прибыль, а она и так невелика, – отметил Качин. – Европа закрыта для вывоза, на внутреннее потребление не очень много идет».
Между тем доктор экономических наук Ольга Кузнецова говорит о необходимости более интенсивных действий со стороны властей Кемеровской области по диверсификации экономики.
«Нужно привлекать инвесторов, которые будут вкладывать деньги в разные производства. Это могут быть машиностроение, легкая промышленность, туризм – да что угодно. Должны быть инвесторы, которые будут приходить в экономику региона и вкладывать деньги в строительство предприятий», – заметила Кузнецова.
Она предположила, что уже принятые в этом направлении меры пока не дали желаемого эффекта: в Кемеровской области созданы четыре территории опережающего социально-экономического развития, разработан план диверсификации экономики до 2026 года.
«Возможно, проблемы еще и с тем, что не очень довольны результатами этой диверсификации, а она всегда тормозится, когда поддерживают старые отрасли», – добавила Кузнецова.