Оценивать эффективность власти нужно не по результатам, а по динамике развития региона
Министерство регионального развития опубликовало «обновлённый» рейтинг деятельности региональных властей в стране. В основу рейтинга легла оценка каждого региона по трем блокам показателей.
Основной их них – экономический блок: с 2012 года увеличена значимость показателей, характеризующих экономическое развитие региона и наращивание его налогового потенциала. Это инвестиции в основной капитал, объемы доходов бюджетов, оборот продукции и услуг малых предприятий, денежные доходы населения, а также объемы введено в эксплуатацию жилья. Социальный блок включает в себя такие критерии как продолжительность жизни, уровень безработицы, уровень смертности, доля выпускников, не сдавших ЕГЭ, а также долю детей, оставшихся без попечения родителей. Замыкает перечень такой показатель как оценка населением работы власти.
Стоит отметить, что ряд регионов в рейтинге демонстрируют существенное падение, по сравнению с прошлыми исследованиями Минрегиона. Так, планомерное снижение эффективности демонстрирует власти Башкирии: в 2010 году – 14-е место, в 2011 – 27-е, в 2012 – 36-е. Аналогичная ситуация и в Нижегородской области: по итогам 2012 –го года она заняла 47-е место. Откатились назад Оренбург, Киров, Самара – разница между положениями в рейтинге свыше 10 пунктов.
Несмотря на то, что в Саратовской области показатели работы власти упали лишь в 5 раз, среди субъектов ПФО этот регион – последний в списке и входит в 10-ку российских субъектов, чьи власти наименее эффективны.
Ольга Чернокоз:
— Новую методику оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, разработанную Минрегионом, вряд ли можно назвать совершенной. Потому что в ее основу положены конечные результаты социально-экономического развития региона за определенный временной период. А в этих условиях всегда будут побеждать регионы, имеющие экспортоориентированное производство, энергетические сырьевые ресурсы и инвестиционно-привлекательные. Что, собственно, и демонстрирует рейтинг, — в первой тройке Ненецкий автономный округ, Татарстан и Ямало-Ненецкий округ. На четвертом и пятом месте Москва и Санкт-Петербург – экономические и финансовые центры страны, наиболее привлекательные для зарубежных инвесторов. Для этих округов основная задача исполнительной власти – не мешать и не тормозить имеющимся в них тенденциям развития.
Другое дело – регионы, не обладающие такими ресурсами и инвестиционным потенциалом. В них от исполнительной власти в большей степени требуется умение находить и в полной мере использовать точки экономического развития, разрабатывать инвестиционно-привлекательные проекты, связанные не с добычей и экспортом сырья, а его глубокой переработкой. А это намного труднее и должно цениться выше.
Другими словами, было бы правильнее оценивать эффективность власти не по результатам, а по динамике развития региона. Если за год-два регион сумел сократить бюджетные долги, сделать шаги к сокращению федеральных дотаций, если в нем ускорились темпы жилищного строительства, развивается социальная сфера и так далее – то эта динамика должна быть высоко оценена, даже если этот регион пока уступает по этим показателям регионам-лидерам. На мой взгляд, приоритетом должна быть динамика улучшения социально-экономической ситуации в регионе, а не результат. И гранты Минрегионразвития должны получать на богатые субъекты федерации – лидеры, а те, регионы, в которых выше динамика развития.