Пензенское правительство создано под потребности времени — военной и экономической мобилизации
Решение назначить Владимира Щекина первым зампредом правительства Пензенской области было принято в связи частичной мобилизацией. Щекин курирует Министерство общественной безопасности и обеспечения деятельности мировых судей, занимается взаимодействием с силовыми структурами. Из-за текущих событий в стране обязанностей у зампреда стало больше в несколько раз. После назначения первым заместителем председателя он получил более широкий круг полномочий, который необходим для решения вопросов, связанных с мобилизацией. Мобилизованных нужно разместить, экипировать, накормить, направить на полигоны для подготовки, организовать эту подготовку и так далее. Кроме того, по моей информации, Щекин включен в состав штаба призывной комиссии и является заместителем руководителя этого штаба. Сейчас чиновник играет очень важную, стратегическую роль, на него замкнуты ключевые вопросы, связанные с процессом мобилизации.
Если оценивать само назначение, на мой взгляд, Щекин обладает большим опытом и необходимыми компетенциями. Это следует как из его биографии, так и из отзывов источников, которые владеют информацией о положении дел внутри кабинета министров. У Щекина есть высшее военное образование, он прошел карьерный путь от командира взвода до заместителя начальника штаба Приволжского округа войск Росгвардии. Работал командиром воинской части, командиром учебного батальона. В общем, он знает, как нужно организовать работу и быт воинских подразделений и как готовить личный состав.
Теперь относительно количества первых зампредов в кабинете министров. Действительно, сложилась уникальная ситуация, которой нет ни в одном регионе страны: из семи действующих заместителей председателя правительства четверо имеют статус первого заместителя. За всю историю первых вице-премьеров в пензенском кабмине было максимум двое. Я понимаю, что звучит это очень иронично, потому что кажется, будто первый должен быть только один. Возможно, эту должность следует назвать как-то по-другому.
Со стороны может выглядеть так, что количество первых зампредов слишком сильно раздуто и четырех заместителей возвысили над другими, раздав им пышные титулы. Однако, если оценивать это решение с практической точки зрения, оно было необходимым в данный период и в данных обстоятельствах. Я тоже сначала очень сильно удивилась, но потом стала разбираться в ситуации – и теперь знаю ее изнутри: в первую очередь она связана с формальной стороной работы правительства. Первые зампреды по своему функционалу обладают более широким кругом полномочий, который закреплен в их должностных инструкциях. Эти полномочия не доступны обычным зампредам. Второй важный момент – первые зампреды имеют более широкие возможности для взаимодействия с федеральными структурами.
Про Щекина мы уже поговорили, давайте приведем в пример первого заместителя председателя правительства Пензенской области Алексея Костина, который курирует экономику, промышленность, транспорт и цифровизацию. Это ключевые вопросы для развития региона. Кроме того, сейчас в Пензенской области реализуется транспортная реформа. По этой линии Костин постоянно взаимодействует с федеральным Минтрансом. Реформа реализуется за счет средств федерального бюджета. Чтобы решать в том числе и этот вопрос, Костина наделили полномочиями первого зампреда. Тот же самый Олег Ягов, который курирует внутреннюю политику, постоянно взаимодействует с федеральными структурами, например по вопросу выборов. И так далее. По замыслу на первых зампредов замкнуты большие ресурсы и крупные министерства, им поставлены стратегические задачи. Как они справляются с этими задачами, обладая расширенными полномочиями, – это уже другой вопрос.
Считаю сегодняшнюю конструкцию кабинета министров временной, в том смысле, что она отвечает потребностям времени, когда проходит военная мобилизация и мобилизация экономики. Думаю, когда обстоятельства изменятся и перед региональной властью будут стоять другие задачи, структура правительства также претерпит изменения. Думаю, в ближайшее время перестановок ждать не следует и пока первых зампреда будет четыре. Перед выборами в Законодательное собрание ходили слухи, что в правительстве осенью будет большая зачистка. Но сейчас многие региональные процессы, в том числе и кадровые, поставлены на паузу, потому что главной задачей стала мобилизация. Возможно, после того как пыль уляжется, к вопросу кадровых перестановок вернутся.
Если говорить в целом, то Олег Мельниченко, на мой взгляд, проводит довольно гибкую кадровую политику. Губернатор хочет выстроить эффективную работу правительства. Он не держится за неэффективные кадры. Если человек не справляется с задачей, с ним прощаются без сожалений. К примеру, за последние полтора года сменились три министра лесного хозяйства. Кроме того, после назначения исполняющим обязанности губернатора в марте 2021 года Олег Мельниченко начал административную реформу, в ходе которой одни ведомства были ликвидированы, либо объединены, другие, напротив, получили более высокий статус. Как мне кажется, этот процесс будет продолжаться.