Из-за большого количества двойников выборы в Омский горсовет потихоньку превращаются в балаган
Выборам в Омский городской совет предшествовали определенные события. В конце прошлого года был избран мэр Омска от «Единой России» – Сергей Шелест. Он объединил местные районные отделения ЕР в одно городское централизованное отделение – в городе с населением 1,2 млн это сразу стала очень серьезная сила. Кроме того, была централизованно начата подготовка к выборам: теперь они проходят исключительно по одномандатными округам (40 округов). Это сильно снижает шансы других партий, кроме ключевых парламентских, а особенно кроме «Единой России».
Губернатор региона Александр Бурков – эсер, а мэр Шелест ему всячески показывает, что город – это отдельная история. В качестве примера можно привести, что изначально на 40 округов было выдвинуто по 40 кандидатов от основных партий, но позже демонстративно одного справедливоросса убрали, чтобы показать, что город контролирует «Единая Россия». Сейчас по 40 человек осталось у ЕР, «Коммунистов России», КПРФ и ЛДПР, у эсеров – уже 39. От партии «Новые люди» баллотируются 22 человека, от Российской партии пенсионеров за социальную справедливость – трое. Также прорвались пятеро самовыдвиженцев, их довольно жестко чистили: горизбирком снес 15 человек.
В Омске выдвинуто огромное количество всевозможных двойников, причем делалось это достаточно хаотично, в основном в отношении действующих депутатов (преимущественно от КПРФ). Традиционно этим пользуются только «Коммунисты России», но здесь ситуация пошла дальше: практически все партии (вплоть до ЕР и СРЗП) начали друг против друга выдвигать двойников. Это древняя технология, которая практически нигде уже не действует, но тут решили воспользоваться.
Среди кандидатов 32 действующих депутата. Изначально выдвигалось восемь партий, но осталось семь – снесли кандидата от Партии роста. Самую маленькую фракцию в перспективе может иметь Российская партия пенсионеров за социальную справедливость – выдвинуты три человека. Среди кандидатов есть судимые, но судимости сняты – это дело в общем-то обычное, за это никого не убирают. Также странно то, что в этот раз либеральные партии практически никого не выдвинули и даже не пытались участвовать в выборах (например, «Яблоко», которое в прежние времена в Омске участвовало – и выступало достаточно ярко).
Если брать социальный состав кандидатов, то, как ни странно, самое большое количество – это безработные (21 человек). Всего шесть врачей на семь партий, хотя был такой тренд, что после пандемии врачи стали самыми проходимыми, – это неожиданно мало для муниципальных городских выборов. Но зато идут 13 студентов.
Так как выборы ведутся по одномандатным округам, а пропорциональной системы нет, то все будет решаться исключительно на уровне личного противодействия. Именно поэтому и выдвинуто огромное количество двойников – в некоторых округах даже по три-четыре человека. В округе №14 два кандидата с фамилией Гавриленко: один от ЕР, второй – от КПРФ. И тот и другой обвиняют друг друга, что они клоны. В этот же округ «Коммунисты России» и СРЗП выдвинули по Гаврилову. Таким образом, в одном округе четыре кандидата с похожими фамилиями. Но в Омске хотя бы будут портреты кандидатов, так что те, кто визуально знает действующих депутатов, смогут их отличить (если эти депутаты реально работали). И такая методика применяется почти везде. То есть выборы потихоньку превращаются в балаган, парламентские партии сами себя дезавуируют.
По одиночным округам трудно выделить кого-то с большими шансами, потому что в основном между собой сражаются административные ресурсы партий, влияние на избирательные комиссии, а АПМ большой роли не играют. Но большую роль играют двойники. И как это все повернется на участках, трудно судить: в таких условиях прорваться может кто угодно.
КПРФ составляет достаточно сильную конкуренцию «Единой России»: у них было представлено в горсовете довольно много людей. Если взять эсеров, то их было всего двое в предыдущем составе, а коммунистов намного больше. Поэтому в основном игра идет против КПРФ и была заметна концентрация ресурсов вокруг «Единой России». Думаю, сейчас, на волне определенной консолидации вокруг президента РФ, ЕР возьмет больше мест: в районе 50% будет у партии власти, а остальные – между кандидатами других партий.
Губернатор региона Александр Бурков не намерен мешать «Единой России», у него самого выборы в следующем году. Он заинтересован в том, чтобы ЕР никто не мешал, чтобы никто не сказал, что это его интриги дали единороссам победить на выборах. Я не думаю, что он будет сильно вмешиваться сейчас в ход выборов. Тем более его демонстративно щелкают по носу. Хотя он имеет довольно большой опыт такой работы: был руководителем избирательного штаба «Справедливой России» на федеральных выборах. Но я не видел и не слышал, чтобы кто-то серьезно собирал технологов в Омск для работы в интересах эсеров.
Я не думаю, что недавняя история с разрушением стены жилого дома в Омске может повлиять на расклад. Может повлиять то, что людям не будет быстро оказана помощь. Но сейчас им как раз постараются быстро оказать помощь, причем все наперебой. Поэтому я думаю, что большого влияния не будет.
Пока каких-то больших скандалов нет, но я думаю, что ближе к выборам еще и они добавятся: все начнут пытаться сносить «техников», которые выступают в роли двойников, и так далее.