Крупные строительные проекты в регионах под риском заморозки
В группе риска по заморозке инфраструктурных проектов находятся практически все регионы где есть начатые крупные проекты. Возьмите любой проект – транспортный, инженерный или строительство стадионов, разбивка парков – везде есть риски по той причине, что любому проекту такого рода требуется достаточно большое количество базовых стройматериалов. На мой взгляд, это сейчас является самым узким местом инфраструктурного планирования, потому что можно сколько угодно вкладывать денег, но возникает вопрос, как это все в итоге строить.
Ситуация, которая сейчас сложилась в производстве базовых стройматериалов, выглядит следующим образом: примерно на 50% мощностей зависимость от импортного оборудования может составлять от 50 до 100% (комплектующие, машины, оборудование и так далее). Если выпуск половины производственных мощностей в зоне риска, то надо смотреть, как это отразится на производственных программах уже следующего года. Вероятно, какие-то вещи просто будут приостановлены. Таким образом, восполнение нехватки импорта в этой сфере на сегодняшний день имеет серьезный вес: не будет стройматериалов – не будет строительства – будут заморожены федеральные и региональные финансовые ресурсы (выделенные, но в дело не пошедшие). Для регионов это тем более обидно, потому что если они не строят, не показывают продвижения в проектах, то и на федеральную помощь рассчитывать не могут. А насколько уже они в этом персонально виноваты – это вопрос уже следующего порядка.
Естественно, это одно из приоритетных направлений – поддержка импортеров. Правительство сейчас ставит задачу восстановления импорта. Без импорта очень трудно ослабить курс рубля до комфортных для бюджета (не для экспортера) пределов. Тут нужно выходить в коридор 60–65% и смотреть, куда двигаться дальше. Чтобы это произошло, нужно стимулировать производителей стройматериалов, может быть, предоставлять им дополнительное льготное кредитование на покупку недостающих оборудования и комплектующих. В текущем, да и в следующем году импортозамещение по этим направлениям серьезного эффекта не даст. Года через полтора – да, наверное, но строить надо и до конца этого года.
Проблема усугубляется еще и тем, что производственные линии от дружественных стран, которые находятся в доступности, по качеству достаточно серьезно уступают тем, которыми сейчас оснащены предприятия. Это серьезная проблема: если мы не хотим срывать сроки строительства, то надо задуматься, как мы произведем необходимое количество стройматериалов. В данном случае вопрос финансирования уже вторичен.
И на данный момент это уже сказывается. Если посмотреть объем ввода жилья за пять месяцев этого года к уровню прошлого, то он вырос в полтора раза, но если посмотреть ввод в мае этого года по отношению к апрелю, то он потерял больше 17%. То есть сейчас мы достаточно ощутимо растем относительно низкой базы времен «ковидной заморозки», но это не повод для гордости, потому что уже сказывается дефицит предложения в сфере базовых стройматериалов.