Нарастание разочарования в правлении Егорова на Тамбовщине почти неизбежно
С выдвижением от «Единой России» у врио губернатора Тамбовской области Максима Егорова не могло быть проблем: он, напомню, является секретарем реготделения ЕР. Примечательно, что в тот же день коммунисты выдвинули на выборы своего кандидата – им стал руководитель обкома КПРФ и депутат облдумы Андрей Жидков, который уже участвовал в губернаторских кампаниях 2015 и 2020 годов. В обоих случаях занимал второе место, правда, со скромными результатами. КПРФ на Тамбовщине не назовешь лояльной оппозицией, но и жестко оппонировать власти коммунисты не рискуют. В прошлом году им удалось прибавить голосов на выборах в Тамбовскую областную думу, закрепив статус второй партии в регионе. В отношении «варяга» Егорова они могли бы стать более критичными, но общая политическая атмосфера, связанная со спецоперацией, и привычка не заходить в критике власти слишком далеко создают ситуацию, когда участие Жидкова не несет угрозы врио губернатора, а, скорее, укрепляет референдумный характер выборов.
Отличительной чертой тамбовского политикума является сильное влияние партии «Родина». Секрет ее успеха – местный политик Максим Косенков, мобилизовавший в 2020 году на выборах в гордуму своих сторонников и нанесший болезненное поражение «Единой России». Тогдашний губернатор Александр Никитин пошел с ним на политическую сделку, в результате Косенков стал сити-менеджером областного центра, «Единая Россия» неплохо выступила в Тамбове на выборах 2021 года, но «Родина», слегка отстав от КПРФ, стала третьей по результатам выборов в областной парламент, а ее федеральный глава Алексей Журавлев выиграл в региональном госдумском одномандатном округе. Сменивший Александра Никитина Максим Егоров сделку с Косенковым фактически пролонгировал. Так что вряд ли Косенков и «Родина» будут мешать врио, поэтому противодействия в областном центре Максим Егоров не встретит. Выдвижение технического кандидата от «Родины» возможно, но маловероятно.
Скорее всего, выдвинут своих кандидатов в губернаторы еще две парламентские партии – эсеры-заправдинцы и ЛДПР, чтобы показать власти свою нужность, а избирателям – что они еще наличествуют в политической жизни региона. От малозаметных на тамбовской политической сцене «Новых людей» заявлений об участии в губернаторской кампании пока не поступало.
Таким образом, вряд ли у Максима Егорова возникнут проблемы с избранием: электоральная машина в регионе налажена, многие считают Тамбовщину «электоральным султанатом». Местные элиты Егорова внешне приняли – серьезного противодействия врио губернатора пока нет. Однако победа на зачищенном политическом поле не отменяет проблем: это и формирование эффективной команды, и представления о развитии региона за рамками адаптированной к местным реалиям «методички» для губернаторов новой волны. Некоторый лоббистский потенциал, относительная поддержка центра и федеральный управленческий опыт, скорее всего, удержат Максима Егорова от провала, но постепенное нарастание разочарования в «варяжском» правлении на Тамбовщине почти неизбежно.