Если оценивать работу Паслера, я бы поставила удовлетворительно
Начнем с того, что отчет губернатора Оренбургской области Дениса Паслера был за 2021 год, который оказался вполне благополучным для региона – бюджет выполнен с профицитом 18 млрд рублей (которые сейчас области очень пригодятся). Но при этом прошедший год был трудным для Дениса Паслера в том плане, что сопровождался кризисом муниципальной власти. В частности, в областном центре менялись мэры, в связи с чем накапливались очень серьезные для города проблемы. Также, как мы помним, была информация из надежных источников, что Паслер собирается покинуть должность губернатора по собственному желанию. Но все изменила спецоперация.
Учитывая, что особых претензий к Паслеру со стороны федерального центра не было, наверху было принято решение: губернатор остается. Другого решения и не могло быть с учетом нынешней ситуации.
Регион у нас особенный. Первый фактор – это то, что он пограничный. В январе этого года в Казахстане произошел серьезный внутриполитический кризис, из которого стране удалось выйти после ввода войск ОДКБ (после приглашения президента республики Токаева). Одного их присутствия для Казахстана оказалось вполне достаточно, чтобы ситуация разрешилась. Но Казахстан сейчас не торопится помогать России в военном плане, что вполне объяснимо. Впрочем, во всех остальных направлениях идет очень активное сотрудничество. В связи с этим ожидается встреча президентов Токаева и Путина в Оренбурге. Поэтому пограничное с Казахстаном положение региона является серьезным моментом, очень важно, чтобы в Оренбургской области была стабильная политическая ситуация.
Вторым моментом является то, что в Ясненском районе области находится военная база, на которой сосредоточены российские ракетные войска стратегического назначения, что в современной ситуации делает регион особо значимым.
Ну и третий момент, о котором тоже постоянно говорят, – это то, что продолжается сокращение численности населения региона. В основном уезжает молодежь, в том числе выпускники вузов. Отток молодежи из региона и старение населения создают дополнительные проблемы для области.
Как и все отчеты, этот отчет губернатора был построен с акцентом на достижения и позитивные перспективы области. Но на самом деле все стало намного сложнее в связи со спецоперацией. Поэтому я думаю, что те средства, которые ранее планировалось направить на новые проекты, теперь придется как-то перераспределять. Однако я бы обратила внимание, что все-таки в регионе удалось избежать торгового дефицита продуктов (гречки, сахара и так далее). Более того, сейчас пошло снижение цен и на борщевой набор, и на другие продукты. То есть губернатор реально следит за ценами на ту продукцию, которая производится в регионе, и стоимость ее корректируется. Это очень важно, потому что падение уровня жизни в регионе идет уже восьмой год, мы знаем это из собственных исследований, которые проводим ежегодно. Проблема цен на продукты и товары, услуги ЖКХ постоянно находятся в центре внимания жителей области.
Дороги в области ремонтируются, привлечены очень большие средства (чуть ли не в 10 раз больше, чем было при прежнем губернаторе). Но, кстати, по всей России на дороги и инфраструктуру сейчас выделяются очень приличные федеральные средства, причем в Оренбургской области они осваиваются. Впрочем, к качеству ремонта дорог у жителей региона немало претензий. В перспективе еще 30 с лишним дорог по Оренбургу должно быть отремонтировано за 2022 год.
Очень медленно решается проблема с разделением мусора в целом по Оренбургу. На некоторых территориях есть попытки собирать его отдельно, но не налажена переработка. По региону в целом около 100 несанкционированных свалок. Эта проблема тоже не решена. Также устройство мусорных площадок начато в некоторых районах Оренбурга, но так и не завершено. Не закончен ремонт набережной. Не решена проблема с бродячими собаками, причем стоит она острее, чем во многих регионах страны, и муниципальных денег на это явно не хватает. Нужно искать частные инвестиции в эту сферу.
Можно записать в плюс губернатору средний по стране уровень заболеваемости коронавирусом – логистика в этом вопросе была налажена. Но при этом смертность в целом по региону, как, впрочем, и по стране, существенно выросла, что отразилось на нашей демографии. В плюс региональной власти можно записать строительство инфекционной больницы, причем 1 млрд дал частный инвестор, 1 млрд – из федерального бюджета и 1 млрд рублей нашел регион. Строится (и построена уже на 70%, как Паслер сказал в отчете) областная детская больница. Она в регионе очень нужна. Это два крупных плюса.
У нас большие территории, много деревень, в которых менее 100 жителей. Везде не получается открыть фельдшерские пункты, а скорая помощь зачастую и не доедет. Поэтому была придумана такая новация (о чем также было сказано в отчете), когда на курсах в Оренбурге готовят женщин из малонаселенных деревень, дают им статус младшей медсестры, чтобы они могли оказывать первичную медицинскую помощь, обеспечивают их необходимым набором лекарств и медицинских приборов. Вроде бы это дело в регионе пошло.
В самом Оренбурге после назначения мэром Сергея Салмина началось некое движение. Мэр начал создавать свою администрацию, подбирать кадры. Процесс пока не завершен, но, думаю, к концу года можно будет увидеть, что из этого получится.
Если оценивать работу Паслера, я бы поставила удовлетворительно. Сокращение населения, высокая смертность, отток молодежи – это такие объективные процессы, которые начались еще до прихода Паслера в регион и не могут быть завершены за три года. При этом что-то Паслер пытается делать по этим направлениям.
Еще пять лет назад, по данным Министерства образования РФ, из Оренбургской области в другие регионы уезжало порядка 25% выпускников за более высокой зарплатой. И они получали зарплату на 25–30% выше. Не думаю, что сейчас отток выпускников стал меньше. Но вот в этой сфере не налажена связь между высшими учебными заведениями и работодателями. У работодателей большой запрос именно на качество подготовки кадров. Таким образом, в области не хватает качественных инженеров. А сейчас есть федеральные инженерные программы подготовки по наиболее востребованным современным специальностям. Два учебных заведения области вписались в одну из таких программ по подготовке профессионалов среднего звена, а вот что касается вузов – там конь не валялся. Кстати, по данным нашего опроса 2021 года, выпускники-инженеры даже больше, чем юристы, готовы остаться в области. И они рассчитывают, что получат здесь работу. С другой стороны, то, что наших выпускников хорошо берут в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Самаре и так далее, говорит о том, что качество подготовки специалистов в вузах региона не самое плохое. В общем, это серьезная проблема, которую губернатору предстоит решать совместно с работодателями, профсоюзами и другими общественными организациями.