Увеличение числа городов-миллионников — это национальная панихида по тысячам деревень и сотням малых городов


Раньше существовал некий, скажем так, норматив: средняя цена голоса в избирательной кампании составляла 2–3 доллара. Но нужно исходить из того, что в разных регионах стоимость кампании тоже разная. Во-первых, это связано с разными конфигурациями, во-вторых, с разным социально-демографическим составом избирателей в регионах.

В тех регионах, где население, скажем так, более пожилое, как, допустим, в Рязанской, Тамбовской, Владимирской областях, где достаточно большое количество пенсионеров, с одной стороны, и высокий уровень работников бюджетной сферы в целом в структуре занятости населения, с другой стороны, хорошо работают технологии административной и ведомственной мобилизации. И это не требует каких-то существенных финансовых вливаний. Там есть ядерный лояльный электорат партии власти. Соответственно, для «Единой России» традиционно бюджет в таких регионах меньше (что на выборы глав субъектов, что на выборы в заксобрания). В среднем его можно оценить в пределах от 50 млн до 100 млн рублей.

В этих же регионах, чтобы получить какой-то значимый результат, кандидатам оппозиционных парламентских партий нужны более существенные бюджеты, которых, как правило, у региональных отделений не бывает. То есть нет серьезных спонсоров, потому что всегда легче вложиться в кампанию «Единой России» и провести своего кандидата. Если возникают внутриэлитные конфликты, то в таком случае часть контрэлит готова вкладываться. Но бюджеты нужны минимум в два раза больше, чем у «Единой России», чтобы получить действительно значимый результат: провести двух-трех кандидатов в заксобрание по спискам и несколько кандидатов по мажоритарным округам.

В других регионах (допустим, в Свердловской области) совершенно другая социально-демографическая структура занятости, соответственно, бюджеты для кандидатов от «Единой России» должны быть более значимыми. Плюс к этому важно понимать и оценивать, какая была проделана предварительная работа. Это также очень сильно влияет на стоимость кампании. В среднем разброс может быть от 50 млн до 250 млн рублей (иногда и 300 млн) для выборов главы субъекта и выборов в заксобрания.

Но сказать, что есть какая-то единая цена для всех регионов, нельзя. Конечно, при этом есть некие средние ориентировочные цифры: от 2 до 10 долларов за голос в зависимости от региона. Но сейчас эти нормативы, которые были выработаны в конце 1990-х – начале 2000-х и являлись неким ориентиром, уже особо не используются.

Для кандидатов от «Единой России» на фоне сплочения вокруг флага, на фоне роста рейтинга президента РФ, а соответственно, и роста рейтинга партии власти вполне логично, что бюджеты могут быть существенно уменьшены. При переходе к мобилизационной экономике, особенно в регионах, какие-то существенные траты на избирательную кампанию (на агитационные материалы, на ролики и их посев и так далее) сейчас могут быть восприняты избирателями не очень позитивно, скажем так. Поэтому снижение расходов на избирательные кампании вполне естественно.

С другой стороны, мы видим, что в этом году старт избирательной кампании только произошел, то есть такой пресс кампании, который был характерен для «Единой России» и начинался с момента объявления праймериз, отсутствует, а этот период кампании получился скомканным. Фактически осталось три месяца, и этот временной фактор тоже может повлиять на урезание бюджетов предвыборных кампаний. Еще раз повторю: в текущей экономической ситуации чрезмерные траты на избирательные кампании могут вызвать реактивный ответ со стороны избирателей. Действительно, эти деньги лучше сейчас потратить на какие-то местные инициативы, на гуманитарную помощь. И это будет воспринято населением более позитивно, чем траты на агитационные материалы и тому подобное.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: