Отчет Махонина за 2021 год – это персональные итоги работы его управленческой команды
Отчет губернатора Пермского края Дмитрия Махонина за 2021 год отличается от отчета за 2020-й, когда он в начале года только приступил к исполнению обязанностей, к тому же это был предвыборный год. Сейчас уже можно говорить, что это персональный отчет управленческой команды Дмитрия Махонина. Все приоритеты и дальнейшие тренды были явно здесь отражены.
Условия, в которых начал работать губернатор, нестандартные. 2020 год – это коронавирусная ситуация, которая до сих пор не ушла с повестки дня, 2022 год – это условия санкций, поэтому сами условия работы предполагают, что это не стандартная, обычная, текущая ситуация, когда регион развивается в заданных рамках и с четко обозначенными прогнозными показателями. Ситуация достаточно сложная, и эта внешняя ситуация сама по себе является острой.
В отчете мне импонирует то, что вся деятельность не подгоняется к дате, к празднованию 300-летия города Перми, а это деятельность рутинная, текущая. Поднимаются достаточно сложные вопросы, инфраструктурные вопросы, которые не предполагают какого-то очень оперативного пиар-эффекта. Это длительные, долговременные вопросы, связанные с улучшением условий жизни людей. Это несколько стратегически важных дорожных объектов, до которых наконец-то дошли руки. Это те проекты, которые из категории «проекты на бумаге» перешли в стадию выполнения.
В заслугу губернатору можно поставить то, что регион находится в лидерах по программе догазификации. Есть не просто исполнение этой программы, а региональная составляющая, у нас идет догазификация не только до границ земельного участка, а до фасадов. Край у нас большой, 160 000 кв. км, край разноплановый и с большими контрастами в условиях жизни. Курс на выравнивание этих условий и на территории края, и внутри различных районов, муниципалитетов – это правильный курс, потому что не должно быть контраста в отдельно взятом регионе.
Следующий вопрос – ликвидация ветхого аварийного жилья. Тоже тема рутинная, на уровне других регионов край выглядит очень даже неплохо. Причем принято решение, что самым оптимальным подходом к решению проблемы ликвидации ветхого аварийного жилья является строительство и переселение жителей аварийных домов во вновь построенные здания. Строятся и планируются к постройке муниципальные дома в Перми, Краснокамске, других муниципалитетах, и это хорошее решение, потому что оно косвенно поддерживает еще и строительную отрасль. Ну и жители переезжают в новое жилье, а не где-то покупают за небольшую компенсацию жилье не лучшего качества. Это хорошее решение и для городской среды, потому что из нее уходят развалюхи, трущобы, которые портят внешний облик города. Как раз параллельно идут большие объемы работ по благоустройству, их опять же надо решать в комплексе с программой ликвидации ветхого аварийного жилья, которого у нас в регионе очень и очень много.
Понятно, что есть текущие приоритеты, у нас всегда был социально ориентированный бюджет, у нас всегда большое внимание уделялось строительству объектов социальной сферы. Имеется позитивный факт большого количества построенных школ. Всему, что касается образования, дополнительного образования, надо уделять внимание, потому что это то, что может задержать здесь молодежь. Вызовом является не только внешняя ситуация, связанная с санкциями. Главным вызовом руководителя любого российского региона (не столичного) является отток талантливой молодежи в другие регионы. На мой взгляд, это основной вопрос, он стоит перед губернатором и перед руководителями муниципалитетов.