Москва за четыре месяца выполнила половину годового плана по строительству жилья. В столице ввели в эксплуатацию 3,5 млн кв. м недвижимости, из них более 2 млн – жилая застройка. Продолжается возведение коммерческих объектов. Эксперты рассказали, благодаря чему стали возможны высокие темпы застройки и что ждет отрасль с учетом введенных против России санкций. Подробности – в сюжете.
Миллионы квадратных метров недвижимости
Москва поддерживает высокие темпы строительства. С опережением графика возводят жилые дома и коммерческую недвижимость. Об этом заявил заместитель мэра Москвы Андрей Бочкарев.
«С начала этого года в городе построили и ввели в эксплуатацию более 3,5 млн кв. м различной недвижимости. Таким образом, за четыре месяца годовой план выполнен уже на 42%», – цитирует Бочкарева сайт комплекса градостроительной политики и строительства Москвы.
По словам вице-мэра, жилая застройка составляет 2 млн кв. м, или 45% от годового плана.
В городе также возвели 27 объектов коммерческой недвижимости, что в дальнейшем даст дополнительные рабочие места.
«Введены два торговых объекта, семь коммунально-складских и три промышленно-производственных, а также три гостиницы, три административно-деловых здания и девять коммунальных объектов – это гаражи, автостанции и автомойки», – перечислил Андрей Бочкарев.
Ранее мэр Москвы Сергей Собянин заявлял, что городскую инвестиционную программу, которая была намечена на ближайшие три года, сохранят в полном объеме.
«У нас в последнее время ведется активное строительство, создаются новые микрорайоны, вводится в эксплуатацию много жилья. Конечно, нам необходимо строить и новые объекты соцкультбыта: поликлиники, детские сады, школы. Мы все эти программы сохранили: все стройки, которые начаты, продолжаются, которые запланированы к строительству – тоже начинают реализовываться», – цитирует градоначальника РБК.
По словам мэра столицы, в этом году в Москве планируют возвести более 8 млн кв. м недвижимости, из которых около 50% – жилая площадь.
«Темпы и объемы строительства в Москве снижаться не будут. Строительный сектор дает рабочие места многим отраслям: производителям отечественных стройматериалов, сферам ЖКХ, логистики и другим», – приводит слова Собянина «Российская газета».
Необходимо найти баланс
Строительная отрасль показала ожидаемый результат, рассказывает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников.
«Естественно, московское правительство оказывает строителям, девелоперам максимально возможную в текущих условиях поддержку. Плюс надо иметь в виду, что в Москве происходит концентрация рабочей силы, когда в целом по стране наблюдается ее нехватка. Московский бизнес может давать достаточно хорошую зарплату, поэтому сюда стягиваются люди. Этот фактор также поддерживает строительство в Москве, в других регионах ситуация с кадрами хуже».
Впрочем, такой разгон эксперт называет «следованием инерции 2021 года». Далее отрасль может столкнуться с трудностями из-за санкционного давления, подорожания стройматериалов, неопределенности с ипотечными ставками.
«Сейчас эксперты активно обсуждают субсидирование. Льготная ипотека – это субсидия для первичного рынка. Но остается и субсидирование аренды жилья – этот вопрос требует очень существенной проработки, так как такой вариант замещает ипотеку. С другой стороны, при решении проблем людей усугубляются проблемы стройкомплекса. Баланс еще предстоит найти. И второе важное предложение, которое тоже активно обсуждается, – это распространение субсидирования покупок и на вторичный рынок жилья. Тут уже есть баланс интересов гражданина и девелопера, ну и операторов, кто занимается вторичным рынком. Есть дополнительный рычаг и поддержки стройкомплекса, и решения жилищной проблемы».
Архитектор-градостроитель, федеральный эксперт по развитию территорий Илья Заливухин считает, что высокие темпы строительства жилья стали возможны в том числе благодаря тому, что Москва в последние годы создает достаточно много социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.
«Качественное развитие территорий возможно только при соблюдении баланса между объемом новой застройки и социальной инфраструктурой. Если территория обеспечена полноценной социальной и инженерно-природной инфраструктурой, то у людей появляются свои центры активности, свои рабочие места, парки, школы и так далее, что способствует меньшей востребованности транспорта, соответственно, меньшей его загруженности. Я считаю, что высокие темпы московской застройки возможны как раз в связи с комплексным созданием инфраструктуры».
По словам эксперта, строить нужно не только высотки, но и малоэтажные дома внутри МКАД. Кроме того, нужно вводить социальное жилье: его невозможно купить, оно сдается государством в аренду. Оно будет востребовано студентами и работниками предприятий. Так можно снизить затраты на транспортную инфраструктуру: люди живут рядом с местом работы или учебы. Жилье, в свою очередь, становится не застройкой, а социальной инфраструктурой.