Вопрос отмены прямых выборов глав национальных республик поставлен на «политический» контроль сверху
Заксобрание Северной Осетии приняло в первом чтении законопроект об отмене всенародных выборов главы республики. За документ проголосовали 53 депутата, против — шесть, воздержалось — восемь. В случае его принятия во втором чтении Северная Осетия станет третьим вместе с Дагестаном и Ингушетией субъектом РФ, главу которого выбирает парламент.
Для внесения изменений в Конституцию республики необходимо, чтобы за законопроект проголосовали 46 депутатов. О своем решении поддержать его уже заявили лидеры парламентских фракций "Единой России" и "Справедливой России", голосов которых достаточно для принятия решения об отмене прямых выборов главы Северной Осетии.
"Если нас выбирал народ, мы можем выбрать руководителя региона", — заявил депутат фракции "Единая Россия", инициировавшей законопроект, Зелим Ватаев.
Игорь Даченков:
— Действия парламента Северной Осетии вписываются в общий федеральный тренд: отмена института прямых выборов глав исполнительной власти в регионах РФ, сложных с точки зрения электоральной управляемости.
Очевидно, что эта схема, прежде всего, относится к национальным республикам, где, как правило, низкий уровень социально-экономического развития, высокая дотационность бюджета, клановая структура элит и противостояние между ними, высокий уровень коррупции, большая роль конфессионального фактора, оказывающего влияние на особенности региональной политической культуры. В условиях выборного сценария, по мнению федерального центра, проведение прямых выборов может обернуться не политико-правовой процедурой и здоровой политической конкуренцией, а реальной дестабилизацией социально-политической обстановки и потерей контроля над ситуацией в регионе.
Северная Осетия, безусловно, относится к одному из таких регионов, и я полагаю, что принятие закона об отмене прямых выборов главы республики не за горами.
Я абсолютно уверен, что помимо Ингушетии, Дагестана и в ближайшее время Северной Осетии, введение аналогичной модели можно ожидать еще в ряде республик Северного Кавказа, например в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.
Учитывая статистику голосовавших депутатов (за — 53, 6- против, 8 — воздержалось) в первом чтении за законопроект, можно отметить высокий уровень "проработанности" вопроса и подготовленности фракций "ЕР" и "СР" в республиканском парламенте Северной Осетии. Это, несомненно, свидетельствует о том, что вопрос поставлен на "политический" контроль сверху.