Путь на Восток: как приморские порты готовятся стать мировыми хабами


Российская экономика меняет направление. Логистические пути, которые сейчас не могут пролегать через западную часть страны, стали разворачиваться на восток. Процесс начался давно, но в условиях мощных санкций ускорился. Портам Дальнего Востока уже стали  предрекать статус мировых хабов, однако эксперты настроены скептически. Во-первых, не те объемы грузоперевозок, а во-вторых, много сложностей с инфраструктурой. Какие перспективы есть у дальневосточного направления, расскажем в сюжете.

Грузы пошли не на Запад, а на Восток

Морские порты России, через которые шёл основной поток импорта-экспорта на запад, оказались под давлением санкций, в результате грузоперевозчики начали поворот на восток.

Чтобы не допустить скоплений грузов и транспортного коллапса, правительство ранее приостановило до 1 июля 2022 года действие правил недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре и части морских портов. Фактически власти оставили за собой право устанавливать очерёдность прохождения грузов на Восточном полигоне.

«Правила ПНД были определены, что в первую очередь перевозить, что во вторую. А теперь президент будет нивелировать эти процессы своими поручениями», — цитирует «Восток Медиа»  профессора  Института математики и компьютерных технологий ДВФУ Александра Абрамова.

По мнению эксперта, при правильно расставленных приоритетах и перестроенных цепочках, у Дальневосточных портов есть  все шансы повысить уровень контейнерооборота до мощностей крупных азиатских портов.

«Мы достигли около 2 млн контейнеров в год. Через БАМ и Транссиб в обе стороны. Для сравнения: порт Пусан переваливает и отправляет 200 млн в год. Поэтому рынок контейнерных перевозок перспективный в сторону Юго-Восточной Азии. И, естественно, нам бы хотелось получить большую часть этого объема», — говорит Абрамов.

Приморские эксперты отмечают, что в последние годы фиксируется значительное увеличение потока контейнерных грузов в порты Дальнего Востока. Например, в первой половине 2021 года отмечался 17%-ный рост оборота контейнеров.  Эксперты уверены, что при таких объемах  необходимо модернизировать логистическую инфраструктуру.

Уже сейчас на Дальнем Востоке реализуется около 2,5 тысяч инвестиционных проектов  Речь идет о строительстве новых мощностей в порту Ванино в Хабаровском крае, специализированного перегрузочного комплекса в порту Восточный в Приморье, возведении и запуске «Тихоокеанского балкерного терминала» в бухте Славянка, реконструкции и расширении угольного терминала АО «Дальтрансуголь» в Хабаровском крае и других, — сообщает «Восток Медиа» .

«Программы развития ДФО заложили фундамент для трансформации региона в хаб азиатско-российского сотрудничества. В условиях наращивания экономического взаимодействия для россиян будут открываться новые возможности для работы и предпринимательства: программы развития территорий, создания комфортной городской среды, инициативы по кадровой подготовке», — считает директор Департамента региональных программ Экспертного института социальных исследований Дарья Кислицина.

Напомним, о  стратегическом значении портовых мощностей неоднократно говорил ранее  полпред России в ДФО Юрий Трутнев.

«Дальневосточные порты — ключевые экспортные ворота России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Их бесперебойное функционирование и своевременная модернизация являются одними из драйверов роста не только экономики Дальнего Востока, но и всей страны», — цитирует Трутнева ИА SakhalinMedia.

Не хватает объемов и развитой инфраструктуры

В сложившихся условиях роль Дальневосточного региона должна повыситься относительно других макрорегионов страны. На восточных рубежах сосредоточены партнеры, с которыми планируется развивать активное международное сотрудничество в условиях жестких санкций, однако до статуса мировых хабов дальневосточным портам еще далеко, считает директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов.

«Объемы перевозок, которые там осуществляются, несопоставимы по своим масштабам с крупнейшими портами стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Большая часть портов на порядок или даже на два порядка меньше по объемам грузооборота, чем в Сингапуре, Пусане, Шанхае. Говорить, что порты Дальнего Востока могут приобрести какой-то неформальный статус международных хабов, наверное, все-таки нельзя. Да, с одной стороны, мы справедливо замечаем, что у портов Дальнего Востока появилось новое окно возможностей, связанное со столь сложной экономической ситуацией. С другой стороны, мы понимаем, что это вряд ли приобретет характер мирового уровня просто в силу масштабности самих проектов, численности населения, занятого здесь бизнеса и грузооборота как такового».

Прежде чем говорить о статусе мировых хабов в портах Дальнего Востока, необходимо решить вопрос инфраструктуры подъездных путей и принципиально расширить пропускную способность, говорит президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.

«Можно было бы воспользоваться ситуацией, чтобы, например, нарастить перетоки по железной дороге, особенно с учетом того, что Китай сейчас будут пытаться немного придавить, а для него железнодорожные поставки перспективны. Но для этого необходимо решить целый ряд вопросов. Во-первых, вопрос с администрированием и растаможкой. Во-вторых, вопрос, связанный с развитием инфраструктуры:  не все виды грузов можно нормально обслуживать в этом направлении. В-третьих, вопросы, связанные с необходимыми техническими возможностями прежде всего в самих хабах».

По мнению эксперта,  в ближайшее время санкции могут затронуть и морскую часть.

«С учетом того что здесь важнейшим фактором является страхование, я бы сказал, что в моменте этого года порты, скорее всего, будут испытывать проблемы. Уже завтра порты Дальнего Востока точно не станут хабами и уж тем более не опередят китайские, а вот в долгосрочной перспективе вполне возможно говорить о развитии. Но сроки будут сильно зависеть от того, когда и как закончится операция, каковы будут последствия.  Одно дело – с нуля строить инфраструктуру, но без иностранных партнеров, другое дело – использовать китайских коллег, третье – возвращаться частично к предыдущему вариант. Все вопросы пока открыты».

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: