Пока в регионах жесткого негатива из-за беженцев нет, но люди не в восторге
На самом деле пока неизвестно, надолго ли этот кризис. Значительная часть черноземных областей вообще граничит с Украиной и с Ростовской областью, поэтому мы уже имеем поступивших беженцев в Воронежской, Курской, Белгородской областях, также о приеме беженцев объявил губернатор Орловской области. Я думаю, что все черноземные регионы примут определенное количество беженцев.
Пока прием проходит относительно спокойно. Как я понимаю, власти все-таки были к этому готовы, потому что каких-то негативных новостей о процессе приема и размещения нет. В основном людей размещают на различных объектах социального характера (санатории, детские лагеря). Учитывая, что сейчас не сезон, такие возможности есть. Тем более пока поток не критический. Процесс достаточно спокойный, признаков гуманитарной катастрофы нет. Но понятно, что это связано с тем, что на данный момент количество прибывших некритично для региональных социальных систем, социальной инфраструктуры. Я так понимаю, что, помимо четких указаний из Москвы относительно приема и размещения беженцев, получена определенная ресурсная помощь, выделен необходимый транспорт, объекты для размещения.
Что будет дальше, никто не знает. В настоящий момент решается не задача оставления людей на наших территориях, расселения на основе постоянного места жительства, а проблема временного размещения. Естественно, дальнейшие действия региональных властей будут зависеть от логики развития ситуации. Из этого все исходят: как долго эти люди будут здесь, какая их часть выразит желание остаться и так далее. Если это действительно произойдет, то, конечно, будет определенный прирост рабочей силы. В отдельных случаях это будет носить положительный характер, в других это будет способствовать усилению конкуренции на рынке труда. Но пока массово и глобально такая проблема не стоит, потому что сейчас задача – принять, разместить, накормить. Повторюсь: критически важные вопросы – это сколько прибудет людей и насколько региональная социальная инфраструктура справится. Пока справляется.
Хочу отметить, что важно с точки зрения внутриполитических моментов. На данный момент в Воронежской и Курской областях объявлен режим ЧС. И там и там есть очень четкое разъяснение властей в адрес местного населения по поводу того, что этот процесс и эта ситуация жителей серьезно не затронут. Это важно. Будем говорить прямо: появляется информация, что есть многочисленные негативные высказывания местных жителей по поводу прибывающих, но я могу сказать, что какого-то объемного и жесткого негатива не наблюдается. Люди действительно сочувствуют, но в то же время восторга не испытывают. Какого-то активного сострадания, готовности помочь, воодушевления с точки зрения приема и помощи тоже нет. Пока нет ни крайнего негатива, ни восторженно-патриотического желания активно броситься на помощь. С чем это связано, понятно. Люди сейчас находятся в сложном положении, очень много заболевших коронавирусом, волна «омикрона» накрыла Черноземье, жители сталкиваются с огромными проблемами при получении медицинской помощи. Также в более широком смысле людей беспокоит инфляция, которая сейчас наблюдается. Иначе говоря, сосредоточенность людей на собственных проблемах, на внутренней повестке, на тех последствиях, которые несет в себе очередная волна пандемии, не позволяет им активно отвлекаться на проблему, связанную с беженцами. Повторюсь: пока есть некий баланс между сосредоточенностью на своих проблемах, отсутствием патриотического желания помогать и негативом. Негатива нет, потому что данная проблема пока достаточно локальна и ею активно занимается власть. Мы видим, что власть действительно мобилизует силы, мы видим волонтеров «Единой России».
Риторика региональных властей, что очень видно по воронежским и курским властям, связана с тем, чтобы сказать людям, что их этот процесс не затронет. Региональные власти все-таки лучше, чем Москва, осознают настроения местных жителей и понимают, что если этот процесс приобретет обвальный характер и затронет интересы и положение местных жителей, то, скажем так, негативные настроения возрастут. В том числе это связано с тем, что жителей России сегодня больше волнуют вопросы пандемии, здравоохранения, инфляции и так далее, чем процессы, происходящие в диалоге России с Западом, а также сопровождающие это украинские события. Будем честны.
Так что если власти действительно не хотят каких-то серьезных внутренних проблем, то сейчас важно локализовать поток беженцев, разместить их на социальных объектах, обеспечить всем необходимым и стараться, чтобы это не касалось граждан страны слишком сильно. Сейчас мы находимся на этой стадии, проблема решается и пока не носит критического характера. Также непонятно, что будет с перспективами, сейчас это не слишком сильно касается местных жителей, но такая угроза есть. Если эта ситуация сильно затронет интересы местных жителей, то, будем говорить откровенно, скорее всего, это вызовет негативную реакцию.