Решение Шапши об отказе от мигрантов – это популизм и обострение ксенофобии у населения


Трудно понять, почему губернатор Калужской области принял решение о сокращении сфер деятельности для мигрантов и прекращении программы содействия переселению соотечественников. Экономика региона по-прежнему нуждается в трудовых ресурсах. Вероятно, это стало следствием обострения ксенофобии у населения, когда приезжают много людей другого поведения, языка и культуры. Скорее всего, это все-таки популизм по принципу «раз население не хочет, давайте скажем, что прекращаем».

Госпрограмма поддержки переселения соотечественников в Калужской области действовала с 2007 года. Регион ожидаемо попал в число первых 12 субъектов, где она начала реализовываться. Все это время население Калужской области сокращалось за счет естественной убыли. У такого явления только две причины. Во-первых, когда рождаемость не покрывает смертность (аналогично сейчас обстоит ситуация во многих европейских странах, да и не только в них). Во-вторых, когда население начинает уезжать. Кто-то едет в Москву, где платят больше за такую же работу, кто-то уезжает за рубеж. Частично эта убыль в последние годы покрывалась за счет миграции.

Государственная программа переселения никогда не была исключительно программой репатриации, чтобы русские вернулись в Россию, хотя это всегда проговаривалось. Она, скорее, была похожа на оргнабор лимитчиков. Регион был заинтересован в тех работниках, для кого были вакансии, и для участия в программе никто не различал людей по национальности. Достаточно было желания со стороны приезжающих и вакантных рабочих мест со стороны принимающих. Подъемные были незначительными, главным преимуществом оставалось упрощенное получение российского гражданства, которое нельзя было получить другим способом. Поэтому значительная часть людей, которые приехали, оказались гражданами бывшего СССР и их детьми. Это, в принципе, системное явление. Когда Индия получила независимость от Великобритании, много индийцев поехали жить в Англию, там до сих пор многие на них смотрят так, как у нас на таджиков. С другой стороны, из индийцев получились талантливые программисты – и все нормально. Хотя, конечно, изначально они воспринимались как люди совсем другой традиции и культуры, но стали гражданами Великобритании. Примерно такой же процесс происходит сейчас и у нас, чему тут удивляться?

Конечно, с самого начала стоило заниматься адаптацией и социализацией, и сейчас стоит (организовывать те же самые курсы русского языка для всех иностранцев, живущих и работающих в Калужской области). Это основополагающие простые вещи. Необходимы специальные курсы для подготовки детей. Ничего нового здесь придумывать не надо. Самое интересное, что в бюджете для этого деньги выделены, но что-то я ни разу не слышала про такие курсы. А просьбы помочь найти репетитора по русскому языку встречаются сплошь и рядом.

Изначально программа финансировалась из федерального бюджета, регионы были в этом заинтересованы. А сейчас программа осталась, а финансирование возложили на регионы, в результате интерес у них сильно снизился. Зачем тратить деньги? Но это только с одной стороны. С другой, население региона – 1 млн и несколько тысяч человек при заметном росте и промышленности, и производства, и экономики. Как только численность населения в области составит менее 1 млн человек, то все достижения губернатора просто обнулятся. Скажут: как же так – у тебя население в регионе уменьшается? Поэтому мне кажется, что администрация области тоже должна быть заинтересована за счет миграции покрывать естественную убыль. Никто не ждет, что рождаемость местного населения вдруг вырастет. С чего вдруг? Сегодняшний уровень рождаемости в России – это обычный показатель цивилизованных стран. Во всем мире еще не изобрели другого пути возмещения убыли населения, кроме миграции из тех стран, где есть рост населения.

Люди встраиваются в общество, и надо этому способствовать, а не подыгрывать истерике. Последнее, что стоит делать, – это создавать впечатление, что можно нарушать права приезжих на том основании, что они нерусские. Дальше возникают разговоры о том, что их дети не должны учиться в наших школах и так далее. До чего мы так договоримся? Мне кажется, что ситуация все-таки должна выровняться. Люди уже приехали, так что, видимо, придется привыкать друг к другу. Но усилия со стороны государства и общества для интеграции и адаптации тех, кто приехал, приложить необходимо. Пока с этим сложно.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: