Бесперспективный договор: почему единый кандидат карельской оппозиции не угроза Парфенчикову
Любые избирательные кампании предполагают переговорный процесс между кандидатами, понимающими, что в одиночку у них ничего не получится. Очевидно, что в Карелии на сегодняшний день любой из гипотетических кандидатов, который заявится на губернаторские выборы, эти выборы проиграет. В республике нет сильных фигур, представляющих партии и способных победить действующего губернатора. Надо исходить еще и из того, что законодательство в Карелии не предполагает самовыдвижения – возможно только партийное выдвижение. Как обычно бывает, партии смогут представить на выборы руководителей региональных партийных организаций. И вот среди них в Карелии нет ни одного, кто был бы авторитетен, уважаем и мог бы надеяться на успех.
Поскольку все кандидаты обречены на провал, сейчас и ведутся переговоры тактического характера о поддержке друг друга и делится шкура неубитого медведя. Первый секретарь рескома КПРФ Евгений Ульянов дал комментарий на эту тему. В этом комментарии он разглашает содержание переговоров с представителем регионального отделения «Справедливой России». На мой взгляд, два региональных руководителя беседовали совершенно беспредметно на тему возможного совместного участия в выборах. Дело в том, что для того, чтобы стать кандидатом на выборах губернатора, необходимо преодолеть муниципальный фильтр. Соответственно, любому кандидату в Карелии нужно набрать не менее 85 голосов. То есть выдвинуться просто, а зарегистрироваться тяжело. Нет совершенно никакой надежды, что будет зарегистрирован кандидат от КПРФ Ульянов, потому что на сегодняшний день эта партия обладает всего-навсего 33 мандатами. Если он не будет поддержан либо «Единой Россией», либо СПЗП, то он пролетает. Поэтому Ульянов заинтересован в том, чтобы пойти на выборы солидарно. У «Справедливой России» есть 64 мандата, то есть нужно добрать незначительное количество, чтобы зарегистрироваться на выборы. Таким образом, у эсеров есть такая возможность, негарантированная, но есть, в отличие от коммунистов, у которых ее нет вообще. Поэтому и идут разговоры на эту тему.
Первый этап – преодоление муниципального барьера, а для этого необходимо договориться двум партиям, которые имеют хоть какой-то пакет муниципальных мандатов. Дальше речь идет о том, хватит ли им голосов из свободных, из тех, кто может отреагировать на них положительно. Большинство мандатов муниципальных органов власти в Карелии принадлежат «Единой России» – на сегодняшний день ЕР может собрать 926 подписей. Это очень много, и партия свободно зарегистрирует своего кандидата. В свободном обороте остается 226 мандатов, которые и будут разделены на всех остальных кандидатов. Думаю, их будет не меньше пяти-шести, а может, и больше. Соответственно, никто не пройдет, кого не поддержит «Единая Россия» на этих выборах.
Региональные руководители партий в принятии решений при формировании списка кандидатов в губернаторы не играют никакой роли. Их могут послушать, с ними могут проконсультироваться, но они ничего не решают. Поэтому очень мало шансов, что такой переговорный процесс на федеральном уровне будет в пользу единого кандидата.
С точки зрения привлечения информационного внимания действия представителей КПРФ и СПЗП разумны. Таким образом они актуализируют свое участие в политике, оформляют свое желание баллотироваться, выносят на обсуждение свои фамилии. Я считаю, что это очень разумные действия.
Главе Республики Карелия Артуру Парфенчикову никаких проблем не составляет выдвинуться и зарегистрироваться. А вот успешность или неуспешность его участия в избирательной кампании – это вопрос дискуссионного характера. Безусловно, протестные настроения в регионе существуют. Есть моменты, которые раздражают общество, соответственно, есть негативная реакция на действия органов власти. Поэтому успешного парадного прохода к победе у Парфенчикова не будет, но при этом его победа очень предсказуема, потому что нет соперников.