Северный Кавказ: выборы без выборов
Выборы на Северном Кавказе всегда одинаковы. Они практически идентичны во всех субъектах. В этом регионе, в силу своей ментальности, схожести адатов, и, конечно же, клановому устройству управления. Исключением является только явка избирателей. На примере Республики Дагестан можно показать характер регионального избирательного процесса присущего всему СКФО.
В Единый День голосования, в Дагестане, Ингушетии, Чечне и других республиках (согласно местным установленным срокам) проходили выборы глав субъектов, глав муниципальных образований, глав сельских поселений, депутатов районных и городских Собраний разных созывов и депутатов сельских поселений. Для участия в выборах всех уровней были представлены кандидаты от политических партий и самовыдвиженцы.
Выборы завершены: где-то есть определенные нарушения, но в целом избирательные комиссии субъектов рапортовали об исходе голосования. Обстановка в избирательных округах была спокойная и выборы проходили на достаточно высоком уровне. Комиссиям созданы все условия, для того чтобы выборы прошли в полном соответствии с законодательством, а сами участковые комиссии открылись вовремя и работали в обычном режиме.
И даже лозунги из года в год одни: «голосовать не просто за депутатов, а за единение и сплоченность горожан»; «сформировать команду профессионалов, настоящих патриотов родного города, района, села»; «вместе бороться с вызовами сегодняшнего дня, дать отпор террористам и экстремистам», — последние чаще звучат там, где проходят выборы глав республик — в Дагестане, Ингушетии и т.д.
Помимо всеобъемлющей коррупции, проникшей абсолютно во все сферы региональной жизни, главное, с чем придется столкнуться новоизбранным исполнителям народной воли, это безработица, темпы которой просто ужасают, хотя регулярно «докладывается» о создании рабочих мест. Но, тем не менее, в регионе самые высокие показатели миграции. Регионы Северного Кавказа, особенно Дагестан, всегда считались трудоизбыточными. Здесь проводились специальные программы, целью которых были организация заработок для жителей путем поиска работы в других регионах страны.
Основная проблема (с этим согласные многие эксперты) — отсутствие грамотно выстроенной молодежной политики, из-за чего государству никак не удается взять под контроль вопросы распространения экстремизма и терроризма, последствиями которого стали этнический и религиозный сепаратизм.
Надо также сказать, что и Дагестан, и Ингушетия избрали глав республик. Ими стали Рамазан Абдулатипов и Юнус-бек Евкуров. Законодательствонезадолго до этого корректировалось. Ранее, в Дагестане окончательно отказались от всенародных выборов главы республики. Отныне глава Дагестана будет избираться не всенародно, а депутатами Народного Собрания республики. Соответствующий закон был принят еще 30 мая текущего года на очередной сессии законодательного органа республики в окончательном чтении. Тогда «за» принятие закона проголосовали 76 депутатов из 81 народного избранника, пятеро высказались «против». Кроме того, депутаты утвердили проект закона «О внесении изменений в Конституцию Дагестана». Дагестан стал первым регионом, в котором было принято решение отказаться от всенародных выборов главы субъекта Российской Федерации.
Аналогичные действия по отношению к закону о выборах прошли в Ингушетии.
Приток инвестиций станет настоящей головной болью для руководителей этих республик. Горький опыт показывает, что из региона всегда шли виртуальные декларации о притоке инвестиционных и инновационных проектов, крупного бизнеса и т.д.
Туристический кластер, о котором говорят все без малого 10 лет, пока не дал региону ничего, кроме заявлений высшего руководства СКФО и РФ об улучшении ситуации в отрасли и субъектах.
Дело в том, что проблемы Дагестана и других северокавказских республик давно превратились в проблемы всей России. Республика полностью зависит от помощи федерального бюджета — доля дотаций из центра в республиканском бюджете колеблется от 75 до 90%, так и везде. Нужно менять систему, а не правление.
Проблемы Северного Кавказа в том, что в рамках политических, экономических элит в республиках не формируется достаточных стимулов для развития экономик. На фоне остальной России здесь резко выделяются ряд традиционных проблем. Например, проблемы Дагестана: среди них очень высокая безработица и крайне низкий уровень образования и здравоохранения. Власти Дагестана заявляют о соблюдении интересов местного населения, а на деле всегда выходит, что положение явно ухудшается, цены на продукты выросли по отношению к другим субъектам. Современный Дагестан, кроме всего остального, это еще и актуальные этнополитические и этноконфессиональные проблемы. Проект курортов в Дагестане затягивается из-за проблем с землей, а смена правительства Дагестана проходит, как и можно было предположить, малозаметно для широкой общественности, то есть народ не чувствует перемен.
При этом решение проблемы преодоления социально-экономической отсталости Дагестана, Ингушетии и других республик должны базироваться на четких представлениях о причинах неблагополучного развития этих территорий. А о таких проблемах как проблемы экологии и природоохраны вообще говорить не приходиться.
Что могло бы в этой связи осуществить эффективное управление республиками? На первом этапе: коррупция, терроризм, экстремизм, безработица — решение именно этих вопросов станет началом решения проблем Северного Кавказа.