Для каждого наукограда должна быть своя стратегия развития
Правительство Московской области и Российская академия наук договорились о сотрудничестве в развитии подмосковных наукоградов, сообщил журналистам временно исполняющий обязанности губернатора региона Андрей Воробьев.В понедельник состоялась встреча Воробьева и президента Российской академии наук Владимира Фортова, посвященная проблемам и перспективам развития наукоградов Подмосковья.
"Мы договорились, что в третьей декаде сентября в Черноголовке мы подпишем стратегическое соглашение, которое будет говорить о нашем сотрудничестве по всем наукоградам, под девизом "наука должна работать на людей и для людей". Здесь речь идет, в том числе, о инвесторах, которые сегодня ищут территории для того, чтобы там родились современные, высокоэффективные предприятия. Наша задача — совместно сделать все, чтобы во всех наших наукоградах было место для новых инвесторов", — заявил Воробьев.
Алексей Скопин:
— Состояние наукоградов Подмосковья неоднородно, они отличаются друг от друга. Потому что Дубна, например, в относительно неплохом состоянии. Еще ряд городов тоже, те, у которых есть хорошие зарубежные контакты и инвесторы приходили туда, и университеты там функционируют и т.д. А вот часть других наукоградов не то чтобы в состоянии плачевном, но, я бы сказал, в депрессивном. Это в основном относится к Пущино, который далеко расположен, почти в 100 км от Москвы на самой границе Московской и Тульской областей. Там все довольно плохо: университет закрыли, институты и академии биологической направленности грани выживания.
Что касается Долгопрудного, Мытищ, Жуковского тут какое-то финансирование все-таки существует, работа движется, и самое главное – там идет подпитка за счет Москвы, то есть так или иначе происходит сервисное развитие, жилое строительство и проч. Там все более или менее неплохо. Главная проблема – либо совсем уж закрытые административные образования — военная наука, либо – такие как Пущино, когда город находится далеко от Москвы и непонятно за счет чего ему можно развиваться.
Нельзя сказать, что все наукограды находятся в одном и том же плачевном состоянии, состояние их разное и сильно отличается. Это первое. Второе – это отношение инвесторов к этим территориям. В ближнее Подмосковье инвесторы, понятно, придут. Но если города далеко от Москвы, то не совсем понятно, что там вообще развивать. То есть развивать науку – это вообще очень долгосрочное вложение, развивать бизнес, связанный с наукой можно, но для этого наука должна функционировать как-то более или менее нормально и давать какие-то реальные результаты. Если это институты, ориентированные на очень долгосрочные исследования, без ежегодной отдачи, то там очень трудно что-то делать.
Я думаю, что это, конечно, хорошо заключить договор с РАН, вести с ней сотрудничество. Но на самом деле, опять же не совсем понятно, каким образом это делать. Для каждого отдельного города должна быть своя определенная стратегия развития. Нельзя все наукограды равнять под одну гребенку и сказать, что у нас есть одна единственная стратегия для всех наукоградов.
И кто будет заниматься этим стратегированием – местные городские власти, научные институты, Академия наук? Это абсолютно непонятно, потому что я не вижу здесь сильного игрока, который бы мог такую стратегию предложить и разработать. Ситуацию в РАН все знают, там, конечно, все люди заслуженные, но я не думаю, что они — будем об этом прямо говорить — способны предложить инновационные стратегии развития наукогородов.