Собянин в итоговом отчете детально раскрыл темы пандемии и экономики
Мэр Москвы Сергей Собянин в среду выступил в Мосгордуме с ежегодным отчетом о деятельности городского правительства. В докладе он традиционно рассказал об успехах столицы в разных сферах – от борьбы с пандемией до строительства дорог и экологии, пишет «Коммерсантъ».
Юрий Загребной:
– Момент первый. Деньги в Москве есть, они тратятся, не кончаются. По отчету с точки зрения финансирования тех программ, которые намечаются и утверждаются, хуже ничего не становится.
Второе. Два года работы в условиях пандемии сильно деформировали все взаимоотношения в сферах бюджета, здравоохранения, экономики, социума, а сейчас наметился выход из этой ситуации.
Тему борьбы с пандемией Собянин также раскрыл детально. Здесь на первый взгляд все понятно, хотя утверждение о том, что все в порядке не только в смысле борьбы с пандемией, но и с плановым лечением, далеко не все москвичи восприняли соответствующим действительности.
Есть огромный блок финансирования, связанный с реновацией. Это можно считать социальной программой, хотя, на мой взгляд, пока это больше инвестиционная программа, программа развития. Здесь мэр Москвы или недостаточно проинформирован, или несколько покривил душой, заявляя, что в рамках реализации этой программы доступность жилья для москвичей стала лучше. Сама экономика и ряд докладов, в том числе экспертных групп Банка России, говорят об обратном, то есть доступность жилья для москвичей в последние два года снизилась.
Многие москвичи не удовлетворены ответом Собянина о том, как поменялись несколько сотен маршрутов наземного транспорта. Логика в ответе мэра была, но как проводилась информационная кампания по этой теме – крайне неудовлетворительный момент. Считаю, что сегодня это главный недостаток в работе московской власти. Я не имею в виду саму схему маршрутов и всю ту логику, в которую загнали многих москвичей, вынужденных существенно менять свою логистику передвижения по городу и так далее. То есть маршруты поменяли, не спросив людей, не поставив их перед выбором. Когда город хочет, он вопросы информирования решает нормально. Ранее в других ситуациях мэр встречался с людьми, заранее объяснял, что будет предпринято, слышал возражения, которые потом учитывались на самом начальном этапе.
На мой взгляд, город снизил позиции в коммуницировании, в пояснении своих целей. Есть много примеров, часть из них можно найти в вопросах к мэру, в том числе в плане сохранения культурного наследия, упомянутого вопроса транспортных маршрутов, доступности жилья в Москве в связи с ростом стоимости жилья. Возможно, это не только в Москве, а такой общий тренд в целом по России, но я считаю, что Собянин начинал с другого уровня коммуникации.
Еще одной острой темой был рост цен на продовольствие, который Москву задел больше, чем другие регионы, но так всегда было. Социальные городские доплаты этот рост компенсировать не могут. Наверное, в рамках стратегии развития города нужно этим вопросом заняться предметно, системно и посмотреть, где и как можно снизить цены. Есть масса механизмов, как это сделать, но нужно поставить такую задачу.
Относительно целей – у нас как таковых целей развития Москвы ни в каком документе не сформулировано. Сейчас городская администрация делает то, что считает правильным, но далеко не все считают так же. Поэтому вернусь к первому пункту: замечательно, что деньги у города есть, что они тратятся, но качество реализации не совсем устраивает людей.