Кувшинников добился того, чтобы Вологодчина не просто выживала, но и развивалась


Наш губернатор Олег Кувшинников всегда гордился тем, что принял регион с большими экономическими долгами и угрозой внешнего финансового управления и привел дела в порядок. Первые годы он был, скорее, антикризисным управляющим со всеми неудобствами и издержками этого положения. На время его работы выпал еще и экономический кризис. Было действительно трудно, это привело к тому, что пришлось оптимизировать бюджет, которым щедро управляли предшественники. Так, Вологодская область в 2000-е годы довольно часто обгоняла по социальным программам своих соседей. А на долю Кувшинникова пришлась непопулярная задача выравнивать уровень социальной поддержки земляков до уровня Иванова, Костромы и так далее. Если до этого Вологда была донором, то в его годы правления она стала реципиентом. А правила поддержки федерального центра заключаются в том, что вы не можете быть щедрее среднероссийских регионов в своих социальных программах, иначе о какой помощи вы просите, если ваши соседи скупее оплачивают бюджетников? Пришлось пойти на крайне непопулярные меры: урезать медицинскую, культурную сферы, образование. Жители это ему до сих пор припоминают.

Произошло два процесса: мы не могли рассчитывать на то, что региональный бизнес сможет увеличить налогооблагаемую базу, и мы обнаружили достаточное количество очень дорогих кредитов в Вологодской области. Чтобы их преодолеть, надо было совершить целый ряд шагов, например, поднять уровень поддержки социальной сферы и оптимизировать часть затрат. Это было сделано, после чего появилось право обращаться к федеральному центру за поддержкой. И губернатор, затягивая пояса, добился того, что выплатил и заместил дорогие кредиты коммерческих банков государственными субвенциями и кредитами, которые кратно дешевле, чем коммерческие. И тем самым он получил возможность заняться сколько-нибудь серьезными инвестициями, не выживанием, а неким развитием. Несмотря на те издержки, которые он понес, он никогда не побеждал на выборах с туркменским результатом. Он всегда платил за свою экономическую политику рейтингом, то есть он уверенно побеждал в первом туре, но никогда его электоральный рейтинг не превышал существенные 60%, а внешние наблюдатели говорили, что это достаточно честные выборы и достаточно честный результат.

На последние выборы губернатор вышел с мыслью о том, что есть смысл доверить муниципалитетам самим управлять своими инвестициями. Условия распределились следующим образом: деньги должны были обеспечить региональные власти, а программное развитие и контроль за качеством этого развития должны обеспечить муниципалитеты. И сейчас практика такая: губернатор и его подчиненные выезжают в самые отдаленные районы, разговаривают с людьми, выясняют, что они относят к приоритетным расходам, и решают, куда пойдут средства, которые область готова выделить (на ремонт дорог, на улучшение качества воды или строительство школы, районной больницы и так далее). Здесь есть и плюсы, и потери. Безусловно, районам виднее, что для них приоритетно, нет такого областного высокомерия, когда областные чиновники говорят: «Мы лучше знаем, что нужно вам». В этом смысле такой подход справедливый. Но не все муниципалитеты оказались к этому готовы. Им казалось, что единственная проблема – это дефицит средств. А выяснилось, что нужны исполнители, компетентные строители, монтажники, газовики, которые не просто потратят деньги, а принесут результат, на который все рассчитывают. И кое-где не справлялись, не осваивали средства и не укладывались в сроки. Это была такая нелегкая в реализации вещь, но она продвинула область вперед: появилось много стадионов, площадок, школ, детских садов.

С серьезными проблемами мы столкнулись в условиях пандемии коронавируса, и ее преодоление нельзя отнести к разряду блестящих успехов региона. У нас очень скромные результаты по вакцинации. Мы, к счастью, не замыкаем список, но отнюдь и не лидеры. Взять хотя бы тот факт, что чиновник, отвечавший за здравоохранение, ушел в отставку. У нас шумно ведут себя противники вакцинации: и в соцсетях, и недавно допустили эксцесс — атаковали Законодательное собрание. В общем, этот процесс идет сложно.

Непросто у нас идет реформа по утилизации отходов. Компании, которые стали генеральными подрядчиками, с грехом пополам справляются со своими обязанностями, они в постоянном судебном диалоге с муниципалитетами, с правительством области. Население с удовольствием готово отправлять свой мусор за пределы муниципалитетов и с гневом принимает предложения аккумулировать свой мусор и перерабатывать его на территории собственного района. Например, в Великом Устюге идут общественные слушания, там неполное понимание этих проектов. Это все достаточно критично, поэтому нельзя сказать, что губернатор почивает на лаврах и считает, что все проблемы решены.

 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: