Каждая следующая неделя может стать той пушинкой, которая сломает хребет верблюда национальной экономики
В первые дни локдауна в регионах оказалось неспокойно: огромные очереди на вакцинацию, драки у супермаркетов, задержка туристов в Крыму, сообщают СМИ.
Я думаю, что есть системные проблемы, а есть какие-то местные вопиющие девиации (назовем их так). Конечно, журналисты обычно больше привлекают интереса именно к таким ярким событиям, в результате у зрителя смещается фокус внимания, он думает, что раз такое событие где-то произошло, значит, это повсеместно. Но это далеко не факт. Я бы подобные сообщения рассматривал именно как жареные факты, жареные ситуации, что называется, кликбейт. Это не камень в огород СМИ, потому что это их работа и на самом деле даже к единичным фактам нужно привлекать внимание общественности, чтобы власть на них реагировала, делала выводы, старалась выправить ситуацию.
Конечно, есть системная проблема. Возникает вопрос, готова ли наша система здравоохранения к тому, что все придут прививаться. Я боюсь, что система традиционно к этому не готова, потому что все государственные системы не рассчитаны на кризис, не рассчитаны на то, что вдруг понадобятся сразу всем. Поэтому подобные ситуации и ставят в тупик, перегружают систему. Это то, что произошло, например, с нашим здравоохранением, когда резко выросли количество обращений и потребность в конкретных койко-местах – и наша система здравоохранения захлебнулась. Также и Система вакцинации, думаю, рассчитана на меньший объем, поэтому органам власти сейчас нужно срочно анализировать ситуацию, потребность в вакцине и расшивать узкие места там, где это возможно. Если проблема в нехватке количества центров вакцинации, его можно увеличить, разворачивая центры там, где это возможно: в торговых центрах, в местах высокой проходимости. Если проблема в производстве, тут сложнее: уровень производства на раз-два-три не увеличишь, но все равно нужны какие-то быстрые системные меры.
По поводу продления нерабочих дней я думаю, что контролирующие органы будут смотреть на динамику заболеваемости. Мы уже переживаем четвертую волну, и есть подозрения, что она вот так сразу – за одну неделю – вниз не пойдет. В этой ситуации власть встает перед сложным выбором. Объявленный сейчас локдаун не столь критичен, потому что на этой неделе рабочих дней будет всего три, все равно половина людей используют их, чтобы устроить себе длинные выходные: многие отпрашиваются с работы, многие уходят в отпуск, то есть это обычная практика.
Продление нерабочих дней дальше – это серьезная проблема, которая находится в двух плоскостях. Во-первых, снова вводятся меры поддержки предприятий и работников, соответственно, это расходы бюджета (и это все будет уже не три дня, а еще пять, а возможно, и больше). Во-вторых, это сильнейший удар по экономике, по малому и среднему бизнесу. Не надо сравнивать с предыдущим локдауном: есть мнение, что раз уже пережили месяц, то и еще месяц переживем. Но тот месяц пережили, когда все было более-менее хорошо, были резервы, были какие-то возможности перекредитоваться и так далее. А сейчас каждая следующая неделя может стать той самой пушинкой, которая сломает хребет верблюда национальной экономики, потому что уже нет резервов, нет накоплений, уже невозможно брать кредиты. Заведения начнут закрываться десятками и сотнями тысяч. От нашей экономики в итоге может ничего не остаться.
Сейчас органы госвласти будут стоять перед тяжелейшим выбором: или продлевать локдаун с риском потерять куда больше в части экономики, чем даже в предыдущий локдаун, или не продлевать – с риском высокого уровня смертности населения. Я думаю, что будет выбран какой-то компромиссный вариант, при котором на федеральном уровне продления локдауна не будет, но он будет локально в регионах, в городах, где наиболее тяжелая ситуация. Я бы склонялся к такому варианту.